Суздаль отдан под попечительство урбанистов и дизайнеров

№85, октябрь 2020
№85
Материал из газеты

«КБ Стрелка» разработала мастер-план, рассказывающий, как за десять лет привести город-памятник в порядок и при этом ничего не испортить

План развития Суздаля. Фото: КБ «Стрелка»
План развития Суздаля.
Фото: КБ «Стрелка»

Древний город во Владимирской области в 2024 году намерен широко отпраздновать 1000-летие со времени первого упоминания. В преддверии этой даты правительство России поручило АО «Дом.РФ» подготовить стратегию пространственного развития Суздаля до 2030 года. Разработкой стратегии занималась консалтинговая компания «КБ Стрелка».

Директор проекта «КБ Стрелка» Дарья Семенова рассказала нашему изданию, в чем суть документа и как он может изменить облик города. «Разработанный нами совместно с „Дом.РФ“ и администрацией города мастер-план имеет две задачи: привести Суздаль в порядок и определить вектор, который позволит ему дальше жить и развиваться. Нужно было понять ключевые вызовы, стоящие перед городом, разобраться, что мешает его прогрессу. Мы разделили, какие задачи нужно выполнить к 2024 году, а какие, более долгосрочные, к 2030-му».

Панорама Суздаля. Фото: КБ «Стрелка»
Панорама Суздаля.
Фото: КБ «Стрелка»

По словам Семеновой, большая часть населения Суздаля занята в туристическом бизнесе, однако этот потенциал города раскрыт не в полной мере. Здесь находится несколько белокаменных домонгольских памятников архитектуры, включенных в список всемирного наследия ЮНЕСКО, которые опекает Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Эти здания в хорошем состоянии и регулярно получают бюджет на свое поддержание. Однако прочая городская среда, включая многие другие храмы, остается по-прежнему неухоженной. «Основная проблема в том, что экскурсантов много, а настоящих туристов, то есть тех, кто оставляет в городах заметные суммы, мало. Людей привозят на полдня на автобусе, с ночевкой остается менее 30% приезжих. Дисбаланс между объектами показа и остальным городом слишком силен; смотреть, помимо главных храмов, экскурсантам нечего. Мы предлагаем это изменить, подтянуть уровень всей городской среды до уровня ключевых памятников», — говорит Семенова.

Речь идет о концепции, называемой «средовой туризм», когда весь город превращается в привлекательный туристический объект. В мастер-плане предусмотрена реставрация 22 храмовых объектов, которые сейчас не пользуются популярностью. «КБ Стрелка» предлагает освободить ряд старинных зданий в центре от административных функций и передать их турбизнесу. Важная роль в преобразовании города отводится реке Каменке — ее необходимо очистить и починить изношенные очистные сооружения. Для начала укрепить берег, привести в порядок склоны, сделать спуски к воде. У Суздаля вообще нет набережной, поэтому столь важная ось, обычно привлекающая променадами, не задействована: пешеходного маршрута между храмами, стоящими вдоль реки, не существует. Благоустройство этого участка расширит экскурсионные маршруты по городу. 

План развития Суздаля. Фото: КБ «Стрелка»
План развития Суздаля.
Фото: КБ «Стрелка»

«Решения, предложенные в мастер-плане, очень деликатны по отношению к сложившейся исторической среде, — уточняет Семенова. — Все очень боятся за древний город. Наша задача — не просто благоустройство, а создание современной комфортной жизни в нем. На Суздаль наложено огромное количество ограничений. Например, под охраной находятся даже панорамы. Мы постарались учесть всё».

По словам Семеновой, этот мастер-план (включающий, в частности, единый дизайн-код для города) прорабатывался «КБ Стрелка» в течение последнего года силами 40 специалистов и подрядчиков, которые опирались на мнения жителей и экспертов, собранные в рамках антропологических исследований и рабочих групп. Сейчас эти предложения, как и стратегия развития, ждут презентации на заседании оргкомитета, который зай­мется их рассмотрением и осуществлением. Преду­смотрены как федеральное финансирование, так и частные инвестиции. 

Самое читаемое:
1
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
Грандиозная выставка в Новой Третьяковке призвана показать «новый взгляд» на Михаила Врубеля, трех «Демонов» сразу и графику, сделанную художником в больнице. По-новому взглянул на наследие Врубеля и арт-критик Михаил Боде
02.11.2021
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
2
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
Реэкспозиция живописи старых мастеров в главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина понемногу готовит нас к изменениям, которые ждут музей после глобальной реконструкции
01.11.2021
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
3
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
4
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
5
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
6
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
7
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+