Суздаль отдан под попечительство урбанистов и дизайнеров

№85, октябрь 2020
№85
Материал из газеты

«КБ Стрелка» разработала мастер-план, рассказывающий, как за десять лет привести город-памятник в порядок и при этом ничего не испортить

План развития Суздаля. Фото: КБ «Стрелка»
План развития Суздаля.
Фото: КБ «Стрелка»

Древний город во Владимирской области в 2024 году намерен широко отпраздновать 1000-летие со времени первого упоминания. В преддверии этой даты правительство России поручило АО «Дом.РФ» подготовить стратегию пространственного развития Суздаля до 2030 года. Разработкой стратегии занималась консалтинговая компания «КБ Стрелка».

Директор проекта «КБ Стрелка» Дарья Семенова рассказала нашему изданию, в чем суть документа и как он может изменить облик города. «Разработанный нами совместно с „Дом.РФ“ и администрацией города мастер-план имеет две задачи: привести Суздаль в порядок и определить вектор, который позволит ему дальше жить и развиваться. Нужно было понять ключевые вызовы, стоящие перед городом, разобраться, что мешает его прогрессу. Мы разделили, какие задачи нужно выполнить к 2024 году, а какие, более долгосрочные, к 2030-му».

Панорама Суздаля. Фото: КБ «Стрелка»
Панорама Суздаля.
Фото: КБ «Стрелка»

По словам Семеновой, большая часть населения Суздаля занята в туристическом бизнесе, однако этот потенциал города раскрыт не в полной мере. Здесь находится несколько белокаменных домонгольских памятников архитектуры, включенных в список всемирного наследия ЮНЕСКО, которые опекает Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Эти здания в хорошем состоянии и регулярно получают бюджет на свое поддержание. Однако прочая городская среда, включая многие другие храмы, остается по-прежнему неухоженной. «Основная проблема в том, что экскурсантов много, а настоящих туристов, то есть тех, кто оставляет в городах заметные суммы, мало. Людей привозят на полдня на автобусе, с ночевкой остается менее 30% приезжих. Дисбаланс между объектами показа и остальным городом слишком силен; смотреть, помимо главных храмов, экскурсантам нечего. Мы предлагаем это изменить, подтянуть уровень всей городской среды до уровня ключевых памятников», — говорит Семенова.

Речь идет о концепции, называемой «средовой туризм», когда весь город превращается в привлекательный туристический объект. В мастер-плане предусмотрена реставрация 22 храмовых объектов, которые сейчас не пользуются популярностью. «КБ Стрелка» предлагает освободить ряд старинных зданий в центре от административных функций и передать их турбизнесу. Важная роль в преобразовании города отводится реке Каменке — ее необходимо очистить и починить изношенные очистные сооружения. Для начала укрепить берег, привести в порядок склоны, сделать спуски к воде. У Суздаля вообще нет набережной, поэтому столь важная ось, обычно привлекающая променадами, не задействована: пешеходного маршрута между храмами, стоящими вдоль реки, не существует. Благоустройство этого участка расширит экскурсионные маршруты по городу. 

План развития Суздаля. Фото: КБ «Стрелка»
План развития Суздаля.
Фото: КБ «Стрелка»

«Решения, предложенные в мастер-плане, очень деликатны по отношению к сложившейся исторической среде, — уточняет Семенова. — Все очень боятся за древний город. Наша задача — не просто благоустройство, а создание современной комфортной жизни в нем. На Суздаль наложено огромное количество ограничений. Например, под охраной находятся даже панорамы. Мы постарались учесть всё».

По словам Семеновой, этот мастер-план (включающий, в частности, единый дизайн-код для города) прорабатывался «КБ Стрелка» в течение последнего года силами 40 специалистов и подрядчиков, которые опирались на мнения жителей и экспертов, собранные в рамках антропологических исследований и рабочих групп. Сейчас эти предложения, как и стратегия развития, ждут презентации на заседании оргкомитета, который зай­мется их рассмотрением и осуществлением. Преду­смотрены как федеральное финансирование, так и частные инвестиции. 

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+