18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Суздаль отдан под попечительство урбанистов и дизайнеров

№85
Материал из газеты

«КБ Стрелка» разработала мастер-план, рассказывающий, как за десять лет привести город-памятник в порядок и при этом ничего не испортить

Древний город во Владимирской области в 2024 году намерен широко отпраздновать 1000-летие со времени первого упоминания. В преддверии этой даты правительство России поручило АО «Дом.РФ» подготовить стратегию пространственного развития Суздаля до 2030 года. Разработкой стратегии занималась консалтинговая компания «КБ Стрелка».

Директор проекта «КБ Стрелка» Дарья Семенова рассказала нашему изданию, в чем суть документа и как он может изменить облик города. «Разработанный нами совместно с „Дом.РФ“ и администрацией города мастер-план имеет две задачи: привести Суздаль в порядок и определить вектор, который позволит ему дальше жить и развиваться. Нужно было понять ключевые вызовы, стоящие перед городом, разобраться, что мешает его прогрессу. Мы разделили, какие задачи нужно выполнить к 2024 году, а какие, более долгосрочные, к 2030-му».

По словам Семеновой, большая часть населения Суздаля занята в туристическом бизнесе, однако этот потенциал города раскрыт не в полной мере. Здесь находится несколько белокаменных домонгольских памятников архитектуры, включенных в список всемирного наследия ЮНЕСКО, которые опекает Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Эти здания в хорошем состоянии и регулярно получают бюджет на свое поддержание. Однако прочая городская среда, включая многие другие храмы, остается по-прежнему неухоженной. «Основная проблема в том, что экскурсантов много, а настоящих туристов, то есть тех, кто оставляет в городах заметные суммы, мало. Людей привозят на полдня на автобусе, с ночевкой остается менее 30% приезжих. Дисбаланс между объектами показа и остальным городом слишком силен; смотреть, помимо главных храмов, экскурсантам нечего. Мы предлагаем это изменить, подтянуть уровень всей городской среды до уровня ключевых памятников», — говорит Семенова.

Речь идет о концепции, называемой «средовой туризм», когда весь город превращается в привлекательный туристический объект. В мастер-плане предусмотрена реставрация 22 храмовых объектов, которые сейчас не пользуются популярностью. «КБ Стрелка» предлагает освободить ряд старинных зданий в центре от административных функций и передать их турбизнесу. Важная роль в преобразовании города отводится реке Каменке — ее необходимо очистить и починить изношенные очистные сооружения. Для начала укрепить берег, привести в порядок склоны, сделать спуски к воде. У Суздаля вообще нет набережной, поэтому столь важная ось, обычно привлекающая променадами, не задействована: пешеходного маршрута между храмами, стоящими вдоль реки, не существует. Благоустройство этого участка расширит экскурсионные маршруты по городу. 

«Решения, предложенные в мастер-плане, очень деликатны по отношению к сложившейся исторической среде, — уточняет Семенова. — Все очень боятся за древний город. Наша задача — не просто благоустройство, а создание современной комфортной жизни в нем. На Суздаль наложено огромное количество ограничений. Например, под охраной находятся даже панорамы. Мы постарались учесть всё».

По словам Семеновой, этот мастер-план (включающий, в частности, единый дизайн-код для города) прорабатывался «КБ Стрелка» в течение последнего года силами 40 специалистов и подрядчиков, которые опирались на мнения жителей и экспертов, собранные в рамках антропологических исследований и рабочих групп. Сейчас эти предложения, как и стратегия развития, ждут презентации на заседании оргкомитета, который зай­мется их рассмотрением и осуществлением. Преду­смотрены как федеральное финансирование, так и частные инвестиции. 

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+