Мятежный и нежный гений Анны Голубкиной

№85, октябрь 2020
№85
Материал из газеты

В Самаре открылась большая — около 100 работ — выставка выдающегося скульптора эпохи модерна

Анна Голубкина. «Женщина с рукой. Сирень». 1902. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Анна Голубкина. «Женщина с рукой. Сирень». 1902.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Самарский Музей модерна находится в образцовой для русского ар-нуво усадьбе Александры Курлиной. Построена она была в 1903 году по проекту Александра Зеленко, тогда молодого архитектора, сотрудничавшего с Федором Шехтелем, работавшим в Самаре и Москве. На первом этаже здесь расположена постоянная экспозиция — интерьеры в том же, что и особняк, стиле, на втором — выставочное пространство. Так что лучшего места в городе для выставки «Стихии Анны Голубкиной» не найти.

Ведь имя первой русской женщины-скульптора Голубкиной (1864–1927) ассоциируется прежде всего с русским модерном и культурой Серебряного века, и не только из-за характера ее работ, но и потому, что героями ее лучших скульптурных портретов были люди этого века: Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Вячеслав Иванов и Алексей Ремизов. Голубкину принято характеризовать как мастера психологического портрета, но это определение слишком скучное для нее. В ее экспрессивных до нервности работах модель не застывает в образе, а как будто старается вырваться из мучительного плена материала. Однако на выставке показаны не только вещи модерна, а, как написано на сайте музея, «все этапы и направления более чем тридцатилетнего творческого пути мастера во всем их многообразии — импрессионизм, символизм, экспрессионизм, увлечение искусством Древнего Египта, Месопотамии и Греции». Среди них — вещи из мрамора, металла, гипсовые отливки, а также камерные произведения — камеи из слоновой кости.

Анна Голубкина. «Березка». 1927. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Анна Голубкина. «Березка». 1927.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Работы Голубкиной на выставку предоставили Государственная Третьяковская галерея, ее самарский филиал и Самарский областной художественный музей. Проект поддержан галереей «Виктория» и Леонидом Михельсоном.

Голубкина была женщиной суровой, депрессивной (в молодости у нее были попытки суицида), но характер имела сильный. Девушка из бедной старообрядческой семьи провинциального Зарайска смогла преодолеть огромные трудности и предрассудки, учиться профессии в Москве и Париже, у Огюста Родена, чье влияние на ее раннее творчество очевидно. Но во многих работах, показанных на выставке, в том числе в акварелях растений средней полосы, проявляются и тонкость, и нежность, столь для творчества Голубкиной характерные.

Выставка состоит из пяти разделов: «Рождение стиля», «Портреты», «Мастер и материал», «Зарайский сад» и «Зарайские сфинксы». Первые три показывают знаменитые работы, последние два посвящены ее родному и любимому городу. Скульптура «Старая» 1908 года из тонированного мрамора — один из шедевров на выставке. Платок покрывает голову старухи как головной убор египетского фараона; у женщины глубоко запавшие глаза и ироничная улыбка-усмешка. Это необычное для своего времени произведение поистине новаторское и предвосхищает тенденции в пластике ХХ века.

Выставка сопровождается большой образовательной и просветительской программой. В образовательном центре Третьяковки в Самаре проходят ридинг-группы и мастер-классы.

Музей модерна
Стихии Анны Голубкиной
Выставка продлена до 7 февраля

Самое читаемое:
1
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
Выставка в Центре изобразительных искусств Сейнсбери в английском Норидже посвящена постколониальной интерпретации того, как со временем переосмыслялся образ страны Клеопатры и Тутанхамона
31.10.2022
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
2
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
3
Арт-вандализм в эпоху хайпа
Десятки нападений на картины уже совершили экоактивисты, пытаясь привлечь внимание к климатическим изменениям. Они приклеивают себя к рамам и бросают в картины еду. Чем вандализм в 2022 году отличается от «традиционного»?
31.10.2022
Арт-вандализм в эпоху хайпа
4
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
5
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
6
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
7
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+