18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Я вижу все твои трещинки: пять шедевров в максимальном разрешении

Рембрандт, ван Эйк, Босх, Брейгель… Великие картины, которые теперь можно рассмотреть в невиданном ранее качестве

Хотя проект Google Arts & Culture и стремится собрать на своих страницах все важные произведения мирового искусства, его возможности не безграничны, а «зум» не всегда достаточно глубок. А может, дело в том, что при таком широком охвате сосредотачиваться на какой-то конкретной работе нецелесообразно. Зато для музеев — владельцев шедевров, наоборот, это становится важной задачей. Некоторые создали для своих знаковых картин отдельные порталы, где преподносят их в максимально возможном фотоувеличении. Делается все это не ради развлечения интернет-пользователей — обычно это побочный результат исследования произведения во время реставрации. Побочный, но очень красивый! Представляем самые эффектные страницы.

«Ночной дозор»

В мае 2020 года, в разгар «локдауна», амстердамский Рейксмузеум выложил фотосъемку картины в 44,8 гигапикселей на странице своего проекта Operation Night Watch, посвященной реставрации знаменитого шедевра Рембрандта. Точнее, это не работа фотографа, а результат очень тщательного сканирования, сделанного роботом (8,4 тыс. снимков). Как отметил старший научный сотрудник музея Роб Эрдманн, это в 25 раз более высокое разрешение, чем у кадра «Ночного дозора», опубликованного в Google Arts & Culture. Теперь можно разглядеть каждый блик, извив любого кракелюра, даже, как гласит пресс-релиз, отдельные частицы пигментов. Дата окончания самой реставрации, которая была начата в прошлом году и транслировалась в прямом эфире, изменена.


Гентский алтарь

Всеобъемлющая реставрация Гентского алтаря была начата в 2012 году, она идет до сих пор и двигается поэтапно: в алтаре 24 створки, и пока в порядок приведена только половина. На отдельном сайте Closer to Van Eyck, запущенном с помощью спонсорской поддержки Фонда Гетти, сперва опубликовали результаты тщательной подготовительной фотосъемки, сделанной до начала работ, в 2010 году. К сегодняшнему дню Closer to Van Eyck превратился в гигантский портал, посвященный Яну ван Эйку. Там выложены изображения Гентского алтаря до реставрации, в процессе реставрации, а также уже приведенных в порядок панелей. Макрофотография позволяет разглядеть каждый штрих, любую точечку. (А еще там есть инфракрасная съемка и рентген — это уж совсем для специалистов.) Со временем на сайте оказались собраны все сохранившиеся работы ван Эйка — тоже в очень высоком качестве съемки.


«Вавилонская башня»

Венский Музей истории искусства запустил сайт Inside Bruegel в 2018 году к ретроспективе художника, ставшей одним из главных выставочных блокбастеров года. Выставка закончилась, а сайт остался — и продолжает доставлять наслаждение. На нем собраны результаты исследования и фотодокументации 12 картин, которые были показаны на этой выставке. Среди них — великие «Вавилонская башня» и «Охотники на снегу». Помимо максимального увеличения, были опубликованы данные инфракрасной и рентгеновской съемки, обороты картин, а также «бэкстейдж» — съемки процесса реставрации. К сожалению, в отличие от проекта про ван Эйка, у создателей сайта нет задачи собрать все творчество Питера Брейгеля Старшего. Впрочем, это было бы гораздо сложнее: от Брейгеля осталось работ побольше, чем от его предшественника.


«Сад земных наслаждений»

Сайт, где размещен завораживающий триптих Иеронима Босха, появился в 2016 году. От упомянутых выше его отличает то, что он был создан кинематографистами, фотографами и историками искусства. Это было сделано в рамках промокампании документального фильма Питера ван Хёйсте под названием «Иероним Босх, тронутый дьяволом», снятого к выставке в Музее Северного Брабанта по случаю 500-летия мастера. Вклад представителей иной профессии ощутим. На других сайтах нам предлагают только максимальное увеличение картины и самим решать, куда смотреть и в каком направлении «читать» картину, — здесь же подключен специальный интерактивный аудиотур, который принудительно задает маршрут взгляда по триптиху, сопровождая его лекцией. Если хочется изучать картину самостоятельно, придется поднапрячься, чтобы найти, где отключить «маркеры» — закладки, расставленные на самых интересных, по мнению создателей сайта, местах картины. Еще «Саду земных наслаждений» сделали саундтрек — инструментальную музыку. У разных фрагментов картины прописаны собственные треки: при рассматривании панели с «Адом» явно слышатся вопли, «Рая» — веселый детский смех, есть топот животных, звук струй воды из фонтана и прочее.


«Весна»

Про деятельность Google Arts & Culture по съемке картин знают все, кто любит искусство. Однако при регулярном использовании этого портала становится очевидным, что шедевры из итальянских музеев там все-таки в дефиците. Отчаиваться, однако, не стоит. Оказывается, с 2004 года итальянская фирма Haltadefinizione занимается фотографированием в технологии Gigapixel + 3D шедевров из местных музеев (видимо, как постоянный подрядчик). Сейчас, например, именно ее специалисты сфотографировали экспонаты грандиозной выставки Рафаэля для подготовки мультимедийного проекта. Качество опубликованной на их сайте «Весны» Сандро Боттичелли в десять раз лучше, чем у Google. Здесь же можно найти «Тайную вечерю» Леонардо, «Форнарину» Рафаэля, «Вакха» Караваджо, «Мертвого Христа» Мантеньи и многое, многое другое важнейшее. Единственная проблема — рассыпанные по сканам водяные знаки с логотипом фирмы. Впрочем, они просмотру не мешают.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
4
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
5
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
6
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+