18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Я вижу все твои трещинки: пять шедевров в максимальном разрешении

Рембрандт, ван Эйк, Босх, Брейгель… Великие картины, которые теперь можно рассмотреть в невиданном ранее качестве

Хотя проект Google Arts & Culture и стремится собрать на своих страницах все важные произведения мирового искусства, его возможности не безграничны, а «зум» не всегда достаточно глубок. А может, дело в том, что при таком широком охвате сосредотачиваться на какой-то конкретной работе нецелесообразно. Зато для музеев — владельцев шедевров, наоборот, это становится важной задачей. Некоторые создали для своих знаковых картин отдельные порталы, где преподносят их в максимально возможном фотоувеличении. Делается все это не ради развлечения интернет-пользователей — обычно это побочный результат исследования произведения во время реставрации. Побочный, но очень красивый! Представляем самые эффектные страницы.

«Ночной дозор»

В мае 2020 года, в разгар «локдауна», амстердамский Рейксмузеум выложил фотосъемку картины в 44,8 гигапикселей на странице своего проекта Operation Night Watch, посвященной реставрации знаменитого шедевра Рембрандта. Точнее, это не работа фотографа, а результат очень тщательного сканирования, сделанного роботом (8,4 тыс. снимков). Как отметил старший научный сотрудник музея Роб Эрдманн, это в 25 раз более высокое разрешение, чем у кадра «Ночного дозора», опубликованного в Google Arts & Culture. Теперь можно разглядеть каждый блик, извив любого кракелюра, даже, как гласит пресс-релиз, отдельные частицы пигментов. Дата окончания самой реставрации, которая была начата в прошлом году и транслировалась в прямом эфире, изменена.


Гентский алтарь

Всеобъемлющая реставрация Гентского алтаря была начата в 2012 году, она идет до сих пор и двигается поэтапно: в алтаре 24 створки, и пока в порядок приведена только половина. На отдельном сайте Closer to Van Eyck, запущенном с помощью спонсорской поддержки Фонда Гетти, сперва опубликовали результаты тщательной подготовительной фотосъемки, сделанной до начала работ, в 2010 году. К сегодняшнему дню Closer to Van Eyck превратился в гигантский портал, посвященный Яну ван Эйку. Там выложены изображения Гентского алтаря до реставрации, в процессе реставрации, а также уже приведенных в порядок панелей. Макрофотография позволяет разглядеть каждый штрих, любую точечку. (А еще там есть инфракрасная съемка и рентген — это уж совсем для специалистов.) Со временем на сайте оказались собраны все сохранившиеся работы ван Эйка — тоже в очень высоком качестве съемки.


«Вавилонская башня»

Венский Музей истории искусства запустил сайт Inside Bruegel в 2018 году к ретроспективе художника, ставшей одним из главных выставочных блокбастеров года. Выставка закончилась, а сайт остался — и продолжает доставлять наслаждение. На нем собраны результаты исследования и фотодокументации 12 картин, которые были показаны на этой выставке. Среди них — великие «Вавилонская башня» и «Охотники на снегу». Помимо максимального увеличения, были опубликованы данные инфракрасной и рентгеновской съемки, обороты картин, а также «бэкстейдж» — съемки процесса реставрации. К сожалению, в отличие от проекта про ван Эйка, у создателей сайта нет задачи собрать все творчество Питера Брейгеля Старшего. Впрочем, это было бы гораздо сложнее: от Брейгеля осталось работ побольше, чем от его предшественника.


«Сад земных наслаждений»

Сайт, где размещен завораживающий триптих Иеронима Босха, появился в 2016 году. От упомянутых выше его отличает то, что он был создан кинематографистами, фотографами и историками искусства. Это было сделано в рамках промокампании документального фильма Питера ван Хёйсте под названием «Иероним Босх, тронутый дьяволом», снятого к выставке в Музее Северного Брабанта по случаю 500-летия мастера. Вклад представителей иной профессии ощутим. На других сайтах нам предлагают только максимальное увеличение картины и самим решать, куда смотреть и в каком направлении «читать» картину, — здесь же подключен специальный интерактивный аудиотур, который принудительно задает маршрут взгляда по триптиху, сопровождая его лекцией. Если хочется изучать картину самостоятельно, придется поднапрячься, чтобы найти, где отключить «маркеры» — закладки, расставленные на самых интересных, по мнению создателей сайта, местах картины. Еще «Саду земных наслаждений» сделали саундтрек — инструментальную музыку. У разных фрагментов картины прописаны собственные треки: при рассматривании панели с «Адом» явно слышатся вопли, «Рая» — веселый детский смех, есть топот животных, звук струй воды из фонтана и прочее.


«Весна»

Про деятельность Google Arts & Culture по съемке картин знают все, кто любит искусство. Однако при регулярном использовании этого портала становится очевидным, что шедевры из итальянских музеев там все-таки в дефиците. Отчаиваться, однако, не стоит. Оказывается, с 2004 года итальянская фирма Haltadefinizione занимается фотографированием в технологии Gigapixel + 3D шедевров из местных музеев (видимо, как постоянный подрядчик). Сейчас, например, именно ее специалисты сфотографировали экспонаты грандиозной выставки Рафаэля для подготовки мультимедийного проекта. Качество опубликованной на их сайте «Весны» Сандро Боттичелли в десять раз лучше, чем у Google. Здесь же можно найти «Тайную вечерю» Леонардо, «Форнарину» Рафаэля, «Вакха» Караваджо, «Мертвого Христа» Мантеньи и многое, многое другое важнейшее. Единственная проблема — рассыпанные по сканам водяные знаки с логотипом фирмы. Впрочем, они просмотру не мешают.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
5
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
6
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
7
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+