18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Центр Курехина показывает звезд медиаарта

В Центре Курехина открывается выставка «История развития мультимедиа искусства Ленинграда — Санкт-Петербурга 1985–2000 годов»

Владислав Мамышев-Монро. «Отблески империи». 1993. Фото: Центр современного искусства им. Сергея Курехина
Владислав Мамышев-Монро. «Отблески империи». 1993.
Фото: Центр современного искусства им. Сергея Курехина

Впервые в одном пространстве представлены экспонаты, рассказывающие историю зарождения и развития мультимедиаискусства Северной столицы от докомпьютерных времен до эпохи тотального интернета. Организатор выставки — Санкт-Петербургская Новая академия при поддержке городского комитета по культуре и в сотрудничестве с Центром современного искусства имени Сергея Курехина.

Как рассказала Анастасия Курехина, художественный руководитель ЦСИ, выставку давно ждали, особенно студенты, изучающие современное искусство, — теперь они смогут своими глазами увидеть легендарные арт-объекты, а выставочный каталог станет настоящим учебником по истории развития медиаарта в России.

Ольга Тобрелутс. «Новый академизм».1998. Фото: Центр современного искусства им. Сергея Курехина
Ольга Тобрелутс. «Новый академизм».1998.
Фото: Центр современного искусства им. Сергея Курехина

«Эта выставка — эпохальная исследовательская работа, которую проделала известный петербургский художник Ольга Тобрелутс, — говорит Анастасия Курехина. — Она собрала и привезла в Петербург арт-объекты из разных городов России и из других стран, даже работы — предвестники медиаискусства, в том числе абстракции, начиная с первых лет 1980-х годов, а некоторые из этих экспонатов были созданы еще в конце 1970-х. Считается, что это искусство молодое, но в нем уже определились художественные принципы, направления и взгляды. Исторические и технологические процессы с каждым годом ускоряются, и иногда сложно понять, что стоит сохранять, а что нет, но уже точно не требуется ждать 200 лет, чтобы подтвердить значимость художника и его творчества. И самое интересное — проследить истоки развития современного искусства. Ольга Тобрелутс очень четко представляет их».

Предметы на выставке собраны в единую экспозицию по хронологическому принципу и систематизированы по направлениям, детально представляя весь процесс перехода от аналоговых носителей к цифровым, от параллельного кино режиссеров андерграунда до веб-арта и экспериментов с медийными пространствами первых лет XXI века.

Константин Митенев. «На пляже». 1993. Фото: Центр современного искусства им. Сергея Курехина
Константин Митенев. «На пляже». 1993.
Фото: Центр современного искусства им. Сергея Курехина

Ленинград середины 1980-х — начала 1990-х стал местом рождения мощного независимого, «параллельного» кино, здесь возникли и развивались самые авангардные художественные направления. Имена тех художников и названия групп уже стали классикой российского современного искусства. Это и созданная в 1982 году лидером ленинградского художественного андерграунда Тимуром Новиковым группа «Новые художники», и участники движения «Некрореализм», групп «Инженеры искусства», «Новые дикие», «Речники», «Новые тупые», АХЕ и многих других. Это были времена, когда сторонники «новых» становились художниками Ленинградского рок-клуба, участвовали в публичных выступлениях оркестра Сергея Курехина «Поп-механика», когда работы Тимура Новикова и Олега Котельникова отправлялись в США к Энди Уорхолу, а он в ответ слал в подарок неизвестным ленинградским художникам свои работы.

Группа «Инженеры искусства». «Стрела Амура». 1993. Фото: Центр современного искусства им. Сергея Курехина
Группа «Инженеры искусства». «Стрела Амура». 1993.
Фото: Центр современного искусства им. Сергея Курехина

На выставке в ЦСИ имени Курехина представлены произведения пионеров медиаарта — фильмы, коллажи и инсталляции Людмилы Беловой, Владимира Захарова, Беллы Матвеевой, Константина Митенева, Тимура Новикова, Дмитрия Пиликина, Ольги Тобрелутс, Сергея Шутова и многих других. Здесь можно проследить, как с массовым распространением компьютеров и доступного интернета, еще не превратившегося в коммерческое пространство, менялись физические и ментальные границы мира и сознания; как ленинградские художники становились первооткрывателями территорий и направлений; как изменялись приемы и методы работы от аналоговых к компьютерным — от вырезанных и смонтированных вручную аппликационных коллажей «Инженеров искусства» до первых компьютерных анимаций Тимура Новикова и Сергея Шутова, музыкальных клипов Андрюса Венцловы и «Новых композиторов».

Центр современного искусства им. Сергея Курехина
История развития мультимедиа искусства Ленинграда — Санкт-Петербурга 1985–2000 годов
22 октября — 22 ноября

Самое читаемое:
1
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
Средства на выкуп полотна музей искал около трех лет, в итоге работа была приобретена благодаря целевому пожертвованию. Имена спонсора и бывшего владельца не разглашаются, однако известно, что 40 лет назад картину предлагали Пушкинскому музею
22.02.2023
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
Взаимоотношениям между художниками и их покровителями, а также роли финансистов в создании произведений и роли искусства в укреплении социального статуса банкиров на протяжении столетий посвящена большая выставка в Милане
22.02.2023
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
7
Тихие улицы: Нью-Йорк Эдварда Хоппера
Большая выставка в Музее американского искусства Уитни пересказывает историю любви художника и города, в котором он прожил почти шесть десятилетий
21.02.2023
Тихие улицы: Нью-Йорк Эдварда Хоппера
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+