18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Центр Курехина показывает звезд медиаарта

В Центре Курехина открывается выставка «История развития мультимедиа искусства Ленинграда — Санкт-Петербурга 1985–2000 годов»

Впервые в одном пространстве представлены экспонаты, рассказывающие историю зарождения и развития мультимедиаискусства Северной столицы от докомпьютерных времен до эпохи тотального интернета. Организатор выставки — Санкт-Петербургская Новая академия при поддержке городского комитета по культуре и в сотрудничестве с Центром современного искусства имени Сергея Курехина.

Как рассказала Анастасия Курехина, художественный руководитель ЦСИ, выставку давно ждали, особенно студенты, изучающие современное искусство, — теперь они смогут своими глазами увидеть легендарные арт-объекты, а выставочный каталог станет настоящим учебником по истории развития медиаарта в России.

«Эта выставка — эпохальная исследовательская работа, которую проделала известный петербургский художник Ольга Тобрелутс, — говорит Анастасия Курехина. — Она собрала и привезла в Петербург арт-объекты из разных городов России и из других стран, даже работы — предвестники медиаискусства, в том числе абстракции, начиная с первых лет 1980-х годов, а некоторые из этих экспонатов были созданы еще в конце 1970-х. Считается, что это искусство молодое, но в нем уже определились художественные принципы, направления и взгляды. Исторические и технологические процессы с каждым годом ускоряются, и иногда сложно понять, что стоит сохранять, а что нет, но уже точно не требуется ждать 200 лет, чтобы подтвердить значимость художника и его творчества. И самое интересное — проследить истоки развития современного искусства. Ольга Тобрелутс очень четко представляет их».

Предметы на выставке собраны в единую экспозицию по хронологическому принципу и систематизированы по направлениям, детально представляя весь процесс перехода от аналоговых носителей к цифровым, от параллельного кино режиссеров андерграунда до веб-арта и экспериментов с медийными пространствами первых лет XXI века.

Ленинград середины 1980-х — начала 1990-х стал местом рождения мощного независимого, «параллельного» кино, здесь возникли и развивались самые авангардные художественные направления. Имена тех художников и названия групп уже стали классикой российского современного искусства. Это и созданная в 1982 году лидером ленинградского художественного андерграунда Тимуром Новиковым группа «Новые художники», и участники движения «Некрореализм», групп «Инженеры искусства», «Новые дикие», «Речники», «Новые тупые», АХЕ и многих других. Это были времена, когда сторонники «новых» становились художниками Ленинградского рок-клуба, участвовали в публичных выступлениях оркестра Сергея Курехина «Поп-механика», когда работы Тимура Новикова и Олега Котельникова отправлялись в США к Энди Уорхолу, а он в ответ слал в подарок неизвестным ленинградским художникам свои работы.

На выставке в ЦСИ имени Курехина представлены произведения пионеров медиаарта — фильмы, коллажи и инсталляции Людмилы Беловой, Владимира Захарова, Беллы Матвеевой, Константина Митенева, Тимура Новикова, Дмитрия Пиликина, Ольги Тобрелутс, Сергея Шутова и многих других. Здесь можно проследить, как с массовым распространением компьютеров и доступного интернета, еще не превратившегося в коммерческое пространство, менялись физические и ментальные границы мира и сознания; как ленинградские художники становились первооткрывателями территорий и направлений; как изменялись приемы и методы работы от аналоговых к компьютерным — от вырезанных и смонтированных вручную аппликационных коллажей «Инженеров искусства» до первых компьютерных анимаций Тимура Новикова и Сергея Шутова, музыкальных клипов Андрюса Венцловы и «Новых композиторов».

Центр современного искусства им. Сергея Курехина
История развития мультимедиа искусства Ленинграда — Санкт-Петербурга 1985–2000 годов
22 октября — 22 ноября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+