Центр Курехина показывает звезд медиаарта

В Центре Курехина открывается выставка «История развития мультимедиа искусства Ленинграда — Санкт-Петербурга 1985–2000 годов»

Владислав Мамышев-Монро. «Отблески империи». 1993. Фото: Центр современного искусства им. Сергея Курехина
Владислав Мамышев-Монро. «Отблески империи». 1993.
Фото: Центр современного искусства им. Сергея Курехина

Впервые в одном пространстве представлены экспонаты, рассказывающие историю зарождения и развития мультимедиаискусства Северной столицы от докомпьютерных времен до эпохи тотального интернета. Организатор выставки — Санкт-Петербургская Новая академия при поддержке городского комитета по культуре и в сотрудничестве с Центром современного искусства имени Сергея Курехина.

Как рассказала Анастасия Курехина, художественный руководитель ЦСИ, выставку давно ждали, особенно студенты, изучающие современное искусство, — теперь они смогут своими глазами увидеть легендарные арт-объекты, а выставочный каталог станет настоящим учебником по истории развития медиаарта в России.

Ольга Тобрелутс. «Новый академизм».1998. Фото: Центр современного искусства им. Сергея Курехина
Ольга Тобрелутс. «Новый академизм».1998.
Фото: Центр современного искусства им. Сергея Курехина

«Эта выставка — эпохальная исследовательская работа, которую проделала известный петербургский художник Ольга Тобрелутс, — говорит Анастасия Курехина. — Она собрала и привезла в Петербург арт-объекты из разных городов России и из других стран, даже работы — предвестники медиаискусства, в том числе абстракции, начиная с первых лет 1980-х годов, а некоторые из этих экспонатов были созданы еще в конце 1970-х. Считается, что это искусство молодое, но в нем уже определились художественные принципы, направления и взгляды. Исторические и технологические процессы с каждым годом ускоряются, и иногда сложно понять, что стоит сохранять, а что нет, но уже точно не требуется ждать 200 лет, чтобы подтвердить значимость художника и его творчества. И самое интересное — проследить истоки развития современного искусства. Ольга Тобрелутс очень четко представляет их».

Предметы на выставке собраны в единую экспозицию по хронологическому принципу и систематизированы по направлениям, детально представляя весь процесс перехода от аналоговых носителей к цифровым, от параллельного кино режиссеров андерграунда до веб-арта и экспериментов с медийными пространствами первых лет XXI века.

Константин Митенев. «На пляже». 1993. Фото: Центр современного искусства им. Сергея Курехина
Константин Митенев. «На пляже». 1993.
Фото: Центр современного искусства им. Сергея Курехина

Ленинград середины 1980-х — начала 1990-х стал местом рождения мощного независимого, «параллельного» кино, здесь возникли и развивались самые авангардные художественные направления. Имена тех художников и названия групп уже стали классикой российского современного искусства. Это и созданная в 1982 году лидером ленинградского художественного андерграунда Тимуром Новиковым группа «Новые художники», и участники движения «Некрореализм», групп «Инженеры искусства», «Новые дикие», «Речники», «Новые тупые», АХЕ и многих других. Это были времена, когда сторонники «новых» становились художниками Ленинградского рок-клуба, участвовали в публичных выступлениях оркестра Сергея Курехина «Поп-механика», когда работы Тимура Новикова и Олега Котельникова отправлялись в США к Энди Уорхолу, а он в ответ слал в подарок неизвестным ленинградским художникам свои работы.

Группа «Инженеры искусства». «Стрела Амура». 1993. Фото: Центр современного искусства им. Сергея Курехина
Группа «Инженеры искусства». «Стрела Амура». 1993.
Фото: Центр современного искусства им. Сергея Курехина

На выставке в ЦСИ имени Курехина представлены произведения пионеров медиаарта — фильмы, коллажи и инсталляции Людмилы Беловой, Владимира Захарова, Беллы Матвеевой, Константина Митенева, Тимура Новикова, Дмитрия Пиликина, Ольги Тобрелутс, Сергея Шутова и многих других. Здесь можно проследить, как с массовым распространением компьютеров и доступного интернета, еще не превратившегося в коммерческое пространство, менялись физические и ментальные границы мира и сознания; как ленинградские художники становились первооткрывателями территорий и направлений; как изменялись приемы и методы работы от аналоговых к компьютерным — от вырезанных и смонтированных вручную аппликационных коллажей «Инженеров искусства» до первых компьютерных анимаций Тимура Новикова и Сергея Шутова, музыкальных клипов Андрюса Венцловы и «Новых композиторов».

Центр современного искусства им. Сергея Курехина
История развития мультимедиа искусства Ленинграда — Санкт-Петербурга 1985–2000 годов
22 октября — 22 ноября

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+