18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Франция не спешит отдавать Африке ее наследие

№85
Материал из газеты

Законопроект, регламентирующий возвращение культурных ценностей Бенину и Сенегалу, пока далек от воплощения решительных намерений, высказанных в 2018 году

По словам правовых экспертов, законопроект, представленный на рассмотрение французскому правительству минувшим летом, затрагивает проблему репатриации объектов культурного наследия, вывезенных из бывших африканских колоний Франции. Этот документ, который является первым юридическим шагом по пути к выполнению обещания Эмманюэля Макрона вернуть африканские сокровища, возник почти через три года после выступления французского президента перед студентами в университете столицы Буркина-Фасо Уагадугу. Пока речь идет только о возвращении 26 артефактов Бенину и 1 меча Сенегалу.

Закон, обязывающий Францию вернуть артефакты на их родину в течение года, необходим для того, чтобы обойти правовой принцип XVI века, согласно которому экспонаты в коллекциях государственных музеев страны считаются «неотчуждаемыми». Но в документе, как говорит эксперт по вопросам культурного наследия Мари Корню из Французского национального центра научных исследований, «по-прежнему рассматривается лишь ряд объектов, в итоге никаких особых изменений прежние процедуры не претерпели».

Недавно Франция уже принимала подобные законы, чтобы обойти принцип неотчуждаемости при репатриации человеческих останков, — тогда речь шла о черепах 24 алжирских борцов за независимость, которые демонстрировались в Музее человека в Париже. Каждый отдельный случай требует одобрения как правительства, так и парламента; это процесс, который растягивается на месяцы, если не на годы.

Между тем упомянутый выше меч уже выставляется в Музее черных цивилизаций в Сенегале, его предоставил парижский Музей армии. Меч принадлежал Омару Саиду Толлу, мусульманскому духовному лидеру, который боролся с французскими колонизаторами в 1850-х годах. В число же бенинских сокровищ, подлежащих реституции, входят антропоморфные статуи с династическими гербами, вывезенные французскими солдатами из дворцов города Абомей в 1892 году и подаренные их командующим предшественнику Музея на набережной Бранли в Париже, где они сейчас хранятся.

Согласно отчету Бенедикт Савой и Фелвина Сарра, составленному еще в 2018 году по поручению президента Макрона, в общей сложности во французских государственных коллекциях находится около 90 тыс. артефактов африканского происхождения, большинство из них принадлежит как раз Музею на набережной Бранли.

Эксперты предупреждают, что существующие правовые механизмы не приспособлены для того, чтобы справиться с рекомендованными объемами реституции, и призывают «разработать для ситуации совершенно новую процедуру». В частности, заключить ряд двусторонних соглашений с африканскими странами и утвердить процедуру репатриации, закрепленную во французском кодексе культурного наследия.

«Законопроект в его нынешнем виде далек от этого радикального решения», — говорит Александр Герман из Института искусства и права. «Что касается изъятия собственности из общественного достояния Франции, то тут реституция не должна быть масштабной или стремительной — напротив, процесс должен идти медленно, частично, осторожно, — написал недавно Герман в своем блоге. — Объекты, подлежащие возврату в будущем, следует каталогизировать, и каждый раз, когда требуется реституция, нужно готовить соответствующий законопроект». 

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+