18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Оттенки серого: российское современное искусство стали чаще подделывать

№85
Материал из газеты

Рассказываем о российских современных художниках, работы которых часто подделывают, и о том, как проверить их подлинность. Эксперт по арт-рынку Джо Викери проливает свет на самые темные уголки российской художественной сцены

Широкое распространение подделок русского авангарда, наносящих вред наследию величайших художников страны, печально известно. А как обстоят дела с российским современным искусством?

По понятным причинам индустрия фальсификации расцветает уже после смерти художника. Впрочем, от нее не застрахованы даже живые.

Рынок российского современного искусства вырос, и появилась новая обойма звезд, цены на которых достигают шестизначных сумм. Но с ростом цен растут и ставки. Как с этим быть?

Процесс установления подлинности зачастую требует различения множества оттенков серого. Лучшее средство для защиты наследия любого художника — это каталог-резоне. Но информация о произведениях искусства, создававшихся подпольно в советскую эпоху, зачастую никак не фиксировалась. С 1970-х по 1990-е годы многие выставки проводились в частных квартирах, и от них не осталось никакой документации.

Российско-американский художественный дуэт Ильи (р. 1933) и Эмилии Кабаковых (р. 1945) борется с этой проблемой давно. К мастерской Ильи примыкает похожая на лабораторию комната, уставленная аккуратными стопками папок с документами. Кабаковы уже составили каталог-резоне живописи Ильи и своих совместных инсталляций. Однако Эмилия признается, что работа над каталогом его рисунков еще далека от завершения, а их собственный фотоархив рисунков до 1996 года неполон. Нетрудно догадаться, что шире всего на рынке распространены именно подделки ранних работ Кабакова на бумаге.

Подлинность произведений на бумаге определить особенно трудно. К тому же их, как правило, существенно больше, чем других работ, и проследить их путь сложнее. Учитывая, что цены на рисунки Кабакова начинаются от $10 тыс., соблазн для изготовителей подделок весьма велик.

В самой природе концептуального искусства заложен потенциал для еще одного вида мошенничества, своего рода художественного вандализма. Эмилия Кабакова объясняет, что ей часто попадаются действительно созданные Ильей рисунки, к которым позднее добавили детали, тексты, а иногда даже поддельные подписи, в результате чего получаются новые, но, к сожалению, уже не оригинальные композиции.

Любому человеку, желающему определить подлинность рисунка Ильи Кабакова, следует обратиться к семье. Сейчас художник учит внучку Эмилии Орлиану Мораг определять ключевые признаки и характеристики таких работ, чтобы в будущем она участвовала в охране его наследия.

При отсутствии авторитетного каталога-резоне главную роль по умолчанию играют эксперты. Стоит обратиться за консультацией к тем, кто  близко знаком с творчеством художника. Это могут быть его родственники, галеристы, искусствоведы и кураторы, и в идеале все они должны независимо друг от друга прийти к одному и тому же заключению касательно подлинности работы. Нередко их неспособность достичь консенсуса может негативно сказаться на стоимости произведения, и в результате покупатель откажется признать его подлинником, даже если на самом деле это так.

В последнее время выросли популярность и цены на картины двух художников — Лидии Мастерковой (1927–2008) и Георгия Гурьянова (1961–2013), творческое наследие которых еще не полностью задокументировано, что делает их весьма притягательными для изготовителей подделок.

Лидия Мастеркова умерла в 2008 году, когда ее искусство только начинало привлекать широкое внимание. Задокументированных произведений, написанных ею до эмиграции во Францию в середине 1970-х, крайне мало, а это, к сожалению, был наиболее важный период в ее творчестве. Квалификация племянницы Мастерковой, куратора Маргариты Тупицыной, позволяет ей давать неофициальные консультации о работах художницы. Уважаемый искусствовед Валерий Силаев, специализирующийся в целом на искусстве 1960-х, также близко знаком с ее творчеством.

Ленинградский художник Георгий Гурьянов планировал издать каталог-резоне и создать фонд, но умер после продолжительной болезни, так и не успев сделать ни того, ни другого. При жизни его произведения не подделывали, но первые подделки появились уже вскоре после смерти. Коллекционеры, желающие проверить подлинность картин и рисунков Гурьянова, имеют возможность обратиться к нескольким тесно сотрудничавшим с ним людям, к мнению которых стоит прислушаться. В их числе искусствовед Аркадий Ипполитов и художники Ольга Тобрелутс и Андрей Хлобыстин. А галеристка Ольга Остерберг много работала с Гурьяновым после 2000 года и хорошо знакома с последним десятилетием его творчества.

Изготовители подделок совершенствуют свои методы, хотя встречаются и исключения. В мире поддельного искусства правда иногда звучит невероятнее лжи. Эмилия Кабакова рассказывает, что однажды к ней обратился некий галерист с просьбой проверить рисунок. Это была очевидная фальшивка. Кабакова захотела написать через весь рисунок слово «подделка». Галерист попросил разрешения сначала обсудить это со своими клиентами, которые, как выяснилось, были связаны с криминалом. Те заверили галериста, что ему не о чем беспокоиться: «Пусть уничтожит рисунок. Мы сделаем еще». 

Впервые текст опубликован в Russian Art Focus № 22

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+