18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Закон против фальсификаций

№51, март 2017
№51
Материал из газеты

Несмотря на то что участники художественного рынка признают наличие проблемы, им не удается договориться о путях ее решения. Подделки тем временем остаются на рынке

Полотно Вермеера под микроскопом
Полотно Вермеера под микроскопом

Сегодня вопрос о том, каким образом снизить число подделок на рынке (а подделывается решительно все, от ваз династии Мин до послевоенной живописи), актуален, как никогда: еще свежа память о деле галереи Knoedler, а совсем недавно разразился скандал с подделками старых мастеров, связанный с такими именами, как Лукас Кранах, Франс Халс и другие. Участники прошедшего в ноябре в Нью-Йоркском университете ежегодного симпозиума, посвященного преступлениям в сфере искусства, сошлись в том, что эта проблема — секрет Полишинеля для арт-рынка. Однако последующее обсуждение обнаружило глубокие разногласия по поводу того, что следует делать. Страховщики, аукционные дома, дилеры и другие игроки — собственные интересы есть у всех.

«Информация — главная валюта арт-рынка», — считает юрист Стивен Томас, возглавляющий отдел по работе с искусством в лос-анджелесской юридической фирме Irell & Manella. Он привел случай из своей практики, показав на его примере, как в стремлении завершить сделку по продаже порой утаивалась важная информация. Одному из клиентов фирмы стало известно, что импрессионистическое полотно, к которому он проявил интерес, подверглось такой обширной реставрации, что уже не может считаться подлинным. Предлагавший картину дилер, влиятельный нью-йоркский галерист, в ответ на прямой вопрос непринужденно воскликнул: «Ах, так вы все-таки узнали!» Да, именно так ведут себя на рынке, где предварительная проверка на практике зачастую является личным делом покупателя.

Полотно, приписываемое Джексону Поллоку, галерея Knoedler в 2007 г. продала Пьеру Лагранжу за $17 млн. COURTESY OF TASCHEN
Полотно, приписываемое Джексону Поллоку, галерея Knoedler в 2007 г. продала Пьеру Лагранжу за $17 млн. COURTESY OF TASCHEN

Мистер Икс

Но даже элементарная проверка провенанса может оказаться невозможной, если дилер или агент представляют анонимного продавца. Естественно, особое внимание к проблеме неразглашения имен привлек скандал вокруг галереи Knoedler, когда покупатели отдали в общей сложности $70 млн за 30 с лишним полотен из коллекции загадочного мистера Икс. Как выяснилось в суде, некоторые эксперты сообщали галерее о своих сомнениях касательно подлинности работ, но сотрудники Knoedler не информировали об этом покупателей. Более того, даже в самой Knoedler не было известно, кто такой мистер Икс. А покупатели не предполагали этого, поскольку галерея сообщила им лишь то, что владелец предпочел сохранить анонимность, в чем нет ничего необычного для этого рынка. В суде истцы заявили, что, если бы Knoedler донесла до них упомянутые факты, они ни за что бы не стали приобретать эти полотна. Кстати, когда один из потенциальных покупателей предложил директору галереи Энн Фридман подписать контракт, где от нее среди прочего требовалось подтвердить, что ей неизвестно ни о чем, что могло бы заставить усомниться в подлинности работ, она отказалась: художественный рынок так не работает.

В этой системе дилеры — не единственные, кому выгодно молчать. Председатель Комитета по правовому регулированию сферы искусства при Ассоциации юристов округа Нью-Йорк Джадд Гроссман рассказал о специалисте по творчеству Джексона Поллока, который признавался, что «постоянно видит подделки, но ничего не предпринимает». В конце концов, у искусствоведов есть и собственные интересы: они могут молчать из боязни судебного преследования. И даже если подлинность произведения будет поставлена под сомнение, испуганный продавец может выставить его на продажу, не раскрывая компрометирующих свидетельств. Никто не станет рассказывать владельцу, что его Франц Клайн — фальшивка. В результате, по словам художественного консультанта Марты Пэрриш, «все подделки снова и снова возвращаются на рынок».

Подделкой оказалась картина Франса Халса, проданная в 2011 г. на Sotheby’sза $10,8 млн. COURTESY OF SOTHEBY‘S
Подделкой оказалась картина Франса Халса, проданная в 2011 г. на Sotheby’sза $10,8 млн. COURTESY OF SOTHEBY‘S

Регулировать или не регулировать?

Так что же делать? Поскольку сами участники рынка не горят желанием выдавать информацию критического характера, главный исполнительный директор AXA Art Americas Кристиана Фишер предложила обязать их к этому на государственном уровне: «Усиление контроля всем пойдет на пользу». «Когда государство берется за такие вещи, выходит нелепица», — возразил ей Кристофер Маринелло, главный исполнительный директор компании Art Recovery Group, занимающейся базой данных краденых и фальшивых произведений искусства. Он привел в пример введенный в США запрет на продажу слоновой кости, направленный на борьбу с незаконным истреблением слонов. По новому закону нелегальной признана продажа изделий, содержащих даже мельчайшие элементы слоновой кости.

И кто будет обеспечивать соблюдение этих законов? Адвокат Лоренс Кей, сопредседатель отдела по работе с искусством юридической фирмы Herrick, обратил внимание на отсутствие в США специального правоохранительного органа, занимающегося этой проблемой; кроме того, по его мнению, «будет очень трудно найти регулятора», который следил бы за исполнением подобных законов по всему миру.

Маринелло предположил, что мощной силой, препятствующей проникновению подделок на рынок, могли бы стать страховые компании. «Перед покупкой недвижимости вы заказываете ее проверку, иначе вам не дадут ипотеку. Банки контролируют рынок. Почему бы страховщикам не отказаться выдавать страховку, если не была проведена должная проверка?» — задался вопросом он. У Рона Фиаммы, главы международного отдела частных коллекций фирмы AIG, страхующей 52% персон из списка 200 крупнейших коллекционеров по версии ArtNews, готов простой ответ: страховщики «не настаивают на наличии документов, потому что это высококонкурентный бизнес».

Некоторые высказывают мнение, что рынок должен регулировать себя сам. Но конфликт интересов делает саморегулирование невозможным. Директор отдела доверительных фондов и наследств аукционного дома Bonhams Шерри Коэн отметила, что сталкивается с преступлениями в сфере искусства «ежедневно». Ситуация осложняется тем, что многие покупатели искусства одновременно выступают в роли продавцов. Крупные коллекционеры контролируют рынок, и они не хотят никаких изменений.

Объектом фальсификаций становятся и винтажные вина. Например, это Château Pétrus 1947 г. (средняя цена £2,6 тыс.). Photo: AFP
Объектом фальсификаций становятся и винтажные вина. Например, это Château Pétrus 1947 г. (средняя цена £2,6 тыс.). Photo: AFP

Рискованный бизнес

Увидев, что разговор зашел в тупик, Стивен Томас предложил альтернативное решение: следует сосредоточиться не на проведении должной проверки, а на вопросе о том, кто несет ответственность в случае, если произведение окажется подделкой. Он абсолютно уверен в том, что это должны быть продавцы: они выставляют работу на продажу, они получают деньги и распоряжаются информацией.

Законы против необоснованных исков

Стоимость произведения искусства зависит от его подлинности, так что в центре внимания оказываются эксперты. В 2014 году в Нью-Йорке сенатор Бетти Литтл и член местного законодательного собрания Линда Розенталь внесли законопроект, призванный защитить экспертов от необоснованных исков. Изначально предполагалось, что если иск против проводившего атрибуцию эксперта был отклонен, то истец должен покрыть судебные издержки ответчика. По словам одного из инициаторов законопроекта, адвоката Дина Ниспера, документ снова внесен на рассмотрение в начале 2017 года.  Лора Гилберт, Билл Гласс

Самое читаемое:
1
Главные выставки осени
Кафка, авангардный «Ревизор», легенда о шапке Мономаха и шедевры анонимных абстракционистов — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Санкт-Петербурга
04.09.2023
Главные выставки осени
2
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
Лоты из дома фронтмена Queen, начиная с японских произведений искусства и заканчивая сценическими костюмами, доводили участников торгов на Нью-Бонд-стрит до безумия
07.09.2023
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
3
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
Газета является единственным в России интернациональным изданием, посвященным искусству
30.08.2023
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
4
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
В музее советуют брать с собой лупу, так как на выставке собраны произведения искусства разных видов и жанров, но одинаково миниатюрные: живопись, микромозаики, кукольный фарфор, резная кость, микробисер
08.09.2023
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
5
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
Книга Марии Демидовой «Скрытые смыслы» отнюдь не справочник в духе «Ренессанс для чайников», а серьезное исследование иконографии той эпохи. Тем не менее многие изобразительные сюжеты получают здесь ясное, достоверное объяснение
01.09.2023
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
6
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
150 заряженных эндорфином экспонатов из 15 российских музеев — от хрестоматийных полотен Дейнеки и Пименова до малоизвестных произведений — излучают дефицитный по нынешним временам и потому очень ценный оптимизм
14.09.2023
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
7
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
История великого коллекционера, умевшего извлекать прибыль из любых обстоятельств, нефтяного магната и ценителя искусства, памятником которому остался музей его имени в столице Португалии
15.09.2023
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+