18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музей Людвига выложил подделки русского авангарда в Cеть

Экспонаты, представленные на выставке в Кельне, теперь доступны для исследователей по всему миру

Выставка «Русский авангард в Музее Людвига: оригинал и подделка». Фото: Rheinisches Bildarchiv Köln / Chrysant Scheewe
Выставка «Русский авангард в Музее Людвига: оригинал и подделка».
Фото: Rheinisches Bildarchiv Köln / Chrysant Scheewe

Открывшаяся в Кельне выставка «Русский авангард в Музее Людвига: оригинал и подделка» представляет многолетнее научное исследование коллекции, переданной в музей в 2011 году, в ходе которого выяснилось, что многие из произведений являются подделками или как минимум вызывают сомнения.

На выставке (26 сентября 2020 года — 3 января 2021 года) представлено 25 работ — как подлинники, так и сомнительные и откровенно фальшивые. На научном симпозиуме 6–7 ноября эксперты по русскому авангарду из разных стран обсудят феномен подделки в этой сфере и поделятся своими выводами и опытом.

Неизвестный автор (ранее приписывалась Ивану Пуни). «Композиция с игральными картами». 1919. Фото:  VG Bild-Kunst, Bonn 2020
Неизвестный автор (ранее приписывалась Ивану Пуни). «Композиция с игральными картами». 1919.
Фото: VG Bild-Kunst, Bonn 2020

Кроме того, музей дополнительно к выставке опубликовал на сайте около полусотни исследованных картин; 22 из них оказались подделками. 

Изображения сопровождаются научным комментарием, позволяющим проследить за работой экспертов. Например, эскиз костюма Иродиады к постановке «Саломеи», ранее приписываемый Александре Экстер и датируемый периодом около 1917 года, опубликован как работа «неизвестного художника». Указаны провенанс картин и все известные владельцы (в данном случае — начиная с ленинградской коллекции Анны Левашовой), включая галереи и арт-дилеров (здесь — парижская галерея Benoît Sapiro). Представлены также списки каталогов, в которых работы были опубликованы как подлинники, литература с их упоминанием, перечень выставок.

Наталия Гончарова. «Продавец апельсинов». 1916. Подлинник, был изучен в рамках исследовательских проектов фонда изучения русского авангарда (Russian Avant-garde Research Project). Фото: VG Bild-Kunst, Bonn 2020. Photo: Rheinisches Bildarchiv Köln / Russian Avantgarde Research Project
Наталия Гончарова. «Продавец апельсинов». 1916. Подлинник, был изучен в рамках исследовательских проектов фонда изучения русского авангарда (Russian Avant-garde Research Project).
Фото: VG Bild-Kunst, Bonn 2020. Photo: Rheinisches Bildarchiv Köln / Russian Avantgarde Research Project

Самое интересное — это последний раздел с актуальными комментариями экспертов. В случае с «Иродиадой», например, они гласят, что образцом для изготовителя подделки, написанной маслом, послужила гуашь из собрания Театрального музея им. А.А.Бахрушина на аналогичный сюжет. Эксперты отмечают, что надпись выполнена латиницей, а не кириллицей (как на оригинале), подробно перечисляют пигменты, не соответствующие заявленной датировке. А также называют период, когда возникли подозрения насчет этой работы, — в 1993 году.

Всего в Музее Людвига хранится более 600 произведений, отнесенных к русскому авангарду. При подготовке выставки Galerie Gmurzynska (основанная в 1965 году в Кельне, галерея первая в Европе показала работы Давида Бурлюка и затем сосредоточилась на русском авангарде в целом), которая была источником поступления многих попавших на выставку картин, через суд потребовала права заранее посмотреть исследования. Галерея аргументировала это тем, что они могут нанести ущерб ее репутации. Но 16 сентября суд отклонил иск, отменив ранее вынесенное судебное решение в пользу галереи, которое было обжаловано властями Кельна.

Самое читаемое:
1
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
Средства на выкуп полотна музей искал около трех лет, в итоге работа была приобретена благодаря целевому пожертвованию. Имена спонсора и бывшего владельца не разглашаются, однако известно, что 40 лет назад картину предлагали Пушкинскому музею
22.02.2023
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
Взаимоотношениям между художниками и их покровителями, а также роли финансистов в создании произведений и роли искусства в укреплении социального статуса банкиров на протяжении столетий посвящена большая выставка в Милане
22.02.2023
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
7
Тихие улицы: Нью-Йорк Эдварда Хоппера
Большая выставка в Музее американского искусства Уитни пересказывает историю любви художника и города, в котором он прожил почти шесть десятилетий
21.02.2023
Тихие улицы: Нью-Йорк Эдварда Хоппера
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+