В Музее Людвига решили очистить наследие

№85, октябрь 2020
№85
Материал из газеты

В Кельне проходит выставка «Русский авангард: оригинал и подделка»

Михаил Ларионов. «Натюрморт с раками». Около 1907. Музей Людвига. Фото: Ludwig museum
Михаил Ларионов. «Натюрморт с раками». Около 1907. Музей Людвига.
Фото: Ludwig museum

Выставка «Русский авангард в Музее Людвига: оригинал и подделка» (до 3 января) говорит о серьезной проблеме — подделках в фондах музеев мира. Она стала результатом полномасштабного технологического исследования сомнительных работ из коллекции музея, которое провели его сотрудники совместно с технологами из Лондона и Чикаго. Инициаторами и кураторами выставки выступили заместитель директора музея Рита Керстиг и один из его ведущих реставраторов Петра Мандт. В рамках выставки пройдет конференция, организованная музеем в сотрудничестве с Russian Avant-Garde Research Project (RARP). В ней примут участие музейные кураторы, историки искусства, реставраторы и сотрудники правоохранительных органов из Европы, России и США.

«Для нас, как для публичного музея, это фундаментальный вопрос: являются произведения подлинными или нет? — говорит Рита Керстиг. — Коллекция русского авангарда, завещанная музею Петером и Иреной Людвиг в 2011 году, большая, но, к сожалению, именно она оказалась сильно заражена неаутентичными работами. Многие любители искусства с нетерпением ждут открытия выставки, хотя нашлись и те, кто недоволен прозрачностью исследований и публикациями их результатов. Сомнительные произведения русского авангарда находятся и в других музеях, которые тоже заинтересовались этими исследованиями».

Михаил Ларионов (атрибуция отозвана). «Натюрморт с омарами». Около 1907 (?). Частная коллекция. Фото: Ludwig museum
Михаил Ларионов (атрибуция отозвана). «Натюрморт с омарами». Около 1907 (?). Частная коллекция.
Фото: Ludwig museum

Научную работу и организацию выставки поддержали фонды Беатрикс Лихткен, Петера и Ирен Людвиг, Эрнста фон Сименса, Герды Хенкель, фонд ZEIT.

«Выставка в Музее Людвига — первый опыт широкого научно-технологического исследования коллекции русского авангарда в большом европейском музее, — рассказывает Константин Акинша, организатор конференции, член правления RARP. — Ряд скандалов, разразившихся в музеях, как недавняя история с выставкой „шедевров“ Игоря Топоровского в Генте, требовал пересмотра музейных стандартов работы с русским авангардом. Сомнительные произведения разбросаны по музеям от Австрии до Австралии. Пришло время чистить авгиевы конюшни».

Кельнская коллекция русского авангарда насчитывает около 600 картин. Составлять ее начал в конце 1970-х годов сам Петер Людвиг, когда в русском авангарде мало кто разбирался. Покупки продолжались и после его смерти. Но лишь около десяти лет назад приступили к их планомерному исследованию.

Эль Лисицкий (атрибуция отозвана). «Проун». 1923 (?). Собрание Музея Людвига. Фото: Ludwig museum
Эль Лисицкий (атрибуция отозвана). «Проун». 1923 (?). Собрание Музея Людвига.
Фото: Ludwig museum

«Установить подлинность произведения, используя только современный химико-технологический анализ, сложно, — уточняет Петра Мандт. — Технологии — лишь один из трех столпов исследования подлинности, который основан и на изучении провенанса, и на искусствоведческом анализе. Только результаты по всем трем направлениям позволяют сделать квалифицированный вывод. Сейчас в Европе есть несколько профессиональных лабораторий с большим опытом работы, но комплексные исследования стоят дорого. Для продолжения нашего проекта нам нужно искать средства».

Всего в залах представлено 25 экспонатов: одни подлинные, другие — доказанные подделки, третьи имеют сомнительную атрибуцию. Они висят рядом, чтобы посетители могли видеть «источник вдохновения» для фальсификаторов. Все это сопровождается обширными текстами с результатами технологических исследований, подтверждающих выводы специалистов.

Рентген «Проуна» Эль Лисицкого (атрибуция отозвана). Виден фрагмент репродукции работы Людвига Кнауса. Фото: Ludwig museum
Рентген «Проуна» Эль Лисицкого (атрибуция отозвана). Виден фрагмент репродукции работы Людвига Кнауса.
Фото: Ludwig museum

Например, здесь представлено несколько подлинных и сомнительных работ Любови Поповой. Часть из них в конце 1970-х приобрел Петер Людвиг у самых известных европейских арт-дилеров, но только у одного из экспонатов безупречный провенанс.

Наряду с работами Нины Коган, Казимира Малевича, Климента Редько, Александра Родченко, Ольги Розановой, Николая Суетина, Ильи Чашника, Александры Экстер и других на выставке показывают 14 картин Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой, фундаментальную экспертизу которых провела доктор Джиллин Надольны из лондонского Научно-исследовательского института художественного анализа в сотрудничестве с Петрой Мандт в рамках проекта RARP.

«На мой взгляд, одна из ярких иллюстраций того, как изобретательны изготовители подделок, — это очередной проун Эль Лисицкого, — поясняет Константин Акинша. — В результате рентгенологического исследования специалисты музея обнаружили, что „проун“ написан на куске картона. Это оказался фрагмент старой репродукции работы немецкого художника Людвига Кнауса. Изготовители подделки отрезали половину картона Кнауса и изобразили на нем Лисицкого».

Репродукция работы Людвига Кнауса. Аналогичная репродукция послужила основой для  «Проуна» Эль Лисицкого (атрибуция отозвана) из собрания Музея Людвига для придания обороту «старого» вида. Фото: Ludwig museum
Репродукция работы Людвига Кнауса. Аналогичная репродукция послужила основой для  «Проуна» Эль Лисицкого (атрибуция отозвана) из собрания Музея Людвига для придания обороту «старого» вида.
Фото: Ludwig museum

Конференция состоится в конце ноября. В ней, в частности, примут участие Ирина Кочергина и Любовь Пчелкина из Третьяковской галереи, Вивиан Барнетт из Нью-Йорка. Приглашены также Евгения Петрова (Русский музей), Роксана Маркочи из нью-йоркского Музея современного искусства (МоМА), Марта Руэ из Музея Тиссен-Борнемиса, кураторы из Альбертины. К выставке подготовлен большой каталог на немецком и английском языках. 

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+