18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Технологиями — по подделкам

№56, сентябрь 2017
№56
Материал из газеты

Совместный проект британских, германских и российских специалистов поможет боротьсяс подделками работ Наталии Гончаровой и Михаила Ларионова

Немецкие и английские реставраторы совместными усилиями проводят технико-технологический анализ произведений Наталии Гончаровой и Михаила Ларионова из собрания Музея Людвига в Кельне. Фото: RARP
Немецкие и английские реставраторы совместными усилиями проводят технико-технологический анализ произведений Наталии Гончаровой и Михаила Ларионова из собрания Музея Людвига в Кельне.
Фото: RARP

Важный музейный и исследовательский проект, посвященный творчеству Наталии Гончаровой и Михаила Ларионова, разработанный британским фондом изучения русского авангарда RARP (Russian Avant-garde Research Project) совместно с Музеем Людвига в Кельне и Государственной Третьяковской галереей, вошел в свою главную стадию.

Проект состоит из трех частей. Первая — это комплексное технико-технологическое исследование живописных произведений Гончаровой и Ларионова, хранящихся в Музее Людвига, и составление по результатам исследования эталонной базы. Вторая часть — оцифровка архива Гончаровой и Ларионова, хранящегося в Третьяковке, создание к нему максимально полного и подробного научного комментария и размещение его в Интернете. Третья — составление «репертуара продаж» работ двух художников по результатам аукционов, проходивших в США в период с 1945 по 1980 год. Именно тогда на арт-рынок могло попасть значительное число подделок.

Главная цель — предотвратить распространение фальшивок, приписываемых Гончаровой и Ларионову. А для борьбы с подделками в первую очередь нужны серьезное изучение провенанса и технико-технологические исследования. Именно поэтому к проекту привлечены ведущие специалисты и фирмы, в частности Art Analysis & Research (Лондон — Нью-Йорк).

Наталия Гончарова.  «Еврейская семья» . 1912. Фото: RARP
Наталия Гончарова.  «Еврейская семья» . 1912.
Фото: RARP

Музей Людвига в Кельне владеет интересной коллекцией произведений Гончаровой и Ларионова, созданных с 1905 по 1916 год: 12 полотен маслом, 1 гуашь и 1 темпера. Работы имеют безупречный провенанс и уже проходили технологические исследования, но сейчас их изучают с использованием самых передовых технологий. «Это совместная работа английских и немецких реставраторов. Англичане предоставляют технику, которой нет у немецких коллег, — рассказал искусствовед и главный куратор RARP Константин Акинша. — Мы создадим технологический эталон для определения подлинности и представим все данные и результаты на специальном сайте. Мы очень надеемся, что в дальнейшем к проекту присоединятся другие музеи».

По словам Евгении Илюхиной, заместителя заведующего отделом графики Третьяковской галереи, хранителя фонда Гончаровой и Ларионова, оцифровку архива художников музей начал с писем. «Их переписку между собой и с огромным числом русских, французских, итальянских, английских корреспондентов мы выложим прежде всего, — говорит она. — Письма наполнены интересными мыслями об искусстве, рассуждениями о современниках, их можно публиковать без купюр. Еще есть комментарии Ларионова о работе в театре, статьи Ларионова и Гончаровой, западных журналистов».

Планируется, что значительную часть этого фонда музей выложит на сайт к выставке Михаила Ларионова, которая откроется в Третьяковке в сентябре 2018 года. Кроме того, Третьяковская галерея создает огромный корпус комментариев, примечаний и целую серию гиперссылок, с помощью которых можно будет узнать биографию интересующего человека и познакомиться с историей создания и бытования картин.

«Главное, чего я жду от этих исследований, — чтобы удалось сделать каталог-резоне и чтобы появились признанные во всем мире эксперты и экспертные центры по творчеству Гончаровой и Ларионова, — рассказал Петр Авен, коллекционер и один из попечителей RARP. — Я уверен, что проект реально поможет бороться с подделками работ этих двух художников».

Самое читаемое:
1
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
2
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
3
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
4
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
Чтобы безвозмездно расстаться со своими художественными богатствами, нужно потратить немало времени, сил и даже денег. В США процедуры музейного дарения превратились в особую финансово-юридическую отрасль, которая существует по собственным законам
01.02.2023
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
7
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+