18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Гоген и импрессионисты: шедевры из Дании в Лондоне

№85
Материал из газеты

В Лондоне завершается мировое турне избранных работ из коллекции Оррупгор

Когда 17 марта в Великобритании ввели «локдаун», все 60 картин к выставке «Гоген и импрессионисты. Шедевры из коллекции Оррупгор» уже прибыли и были готовы к развеске. Так и не распакованные полотна отправились «в карантин» в хранилище Королевской академии художеств до сентября.

Все экспонаты приехали из одного места — датской коллекции Оррупгор. Это позволило Королевской академии легко договориться о продлении музейной аренды, что было бы гораздо сложнее, если бы речь шла об экспозиции с десятками произведений, полученных во временное пользование из разных источников.

Здание самого музея Оррупгор пока закрыто на ремонт. Лондон станет последней остановкой на пути экспозиции, которая за последние три года успела побывать в Гамбурге, Мартиньи, Оттаве, Падуе, Париже и Праге. Средства, полученные от семи площадок за временное пользование произведениями, пойдут на частичную оплату £16-миллионного расширенного и улучшенного экспозиционного пространства для французской живописи и временных выставок.

Броское название не совсем точно отражает содержание выставки. Полотен Поля Гогена всего восемь, то есть лишь немногим больше десятой части от общего числа экспонатов, и только половина остальных произведений создана импрессионистами (другая половина состоит из более ранних вещей и небольшого количества работ постимпрессионистов и модернистов).

Как нередко бывает с частными коллекциями, за Оррупгором стоят люди необычной судьбы. Ее собирали в начале ХХ века Вильгельм Хансен (1868–1936), сколотивший состояние на продаже страховок, и его жена Хенни (1870–1951). Пользуясь падением цен на искусство во время Первой мировой войны, они активно скупали его у парижских дилеров. Кроме того, Хансены построили виллу в Оррупе, северном пригороде Копенгагена (слово «гор» означает «ферма», «загородная усадьба»). В 1922 году Вильгельм потерял часть состояния и был вынужден распродать половину коллекции, но вскоре его финансовое положение поправилось, и он снова начал покупать искусство.

Развеска немного сбивает с толку, по крайней мере в том, что касается хронологии. В первом зале основное внимание уделяется импрессионизму (с ­1860-х по 1890-е годы), второй зал делает шаг назад, к более ранней живописи XIX века, а в последнем «Женщины импрессионизма» (как художницы, так и модели) соседствуют с теми самыми восемью Гогенами.

Центральный экспонат посвященного Гогену раздела — изумительный портрет Жанны Гупий (1896), девятилетней дочери (которая на картине выглядит значительно старше) французов, живших на Таити. Две работы с фигурами таитянок сопровождает теперь уже практически обязательный комментарий: «Изображения полинезийских женщин зачастую отражают его фантазии о якобы идеальном „примитивном“ обществе, которые он, вероятно, осуществлял и в сексуальных отношениях с юными полинезийскими девушками».

Как в случае практически любой частной коллекции, качество работ неровное, но подобным выставкам это только добавляет интереса. Некоторые из произведений заслуживают особого упоминания. В их числе великолепная композиция Поля Сезанна с купальщицами (около 1895). Виды Темзы на полотнах Клода Моне неизменно приводят лондонцев в восторг, так что «Мост Ватерлоо, пасмурная погода» (1903), несомненно, порадует их, даже несмотря на туман. Оценить, насколько по-разному художники изображали волны, можно благодаря подборке замечательных морских пейзажей Моне (около 1866), Гюстава Курбе (1869), Шарля-Франсуа Добиньи (1874) и Жюля Дюпре (после 1875). Выдающимися работами также представлены Камиль Писсарро, Огюст Ренуар и Альфред Сислей.

Королевская академия художеств
Гоген и импрессионисты. Шедевры из коллекции Оррупгор
До 18 октября

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+