18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Гоген и импрессионисты: шедевры из Дании в Лондоне

№85
Материал из газеты

В Лондоне завершается мировое турне избранных работ из коллекции Оррупгор

Когда 17 марта в Великобритании ввели «локдаун», все 60 картин к выставке «Гоген и импрессионисты. Шедевры из коллекции Оррупгор» уже прибыли и были готовы к развеске. Так и не распакованные полотна отправились «в карантин» в хранилище Королевской академии художеств до сентября.

Все экспонаты приехали из одного места — датской коллекции Оррупгор. Это позволило Королевской академии легко договориться о продлении музейной аренды, что было бы гораздо сложнее, если бы речь шла об экспозиции с десятками произведений, полученных во временное пользование из разных источников.

Здание самого музея Оррупгор пока закрыто на ремонт. Лондон станет последней остановкой на пути экспозиции, которая за последние три года успела побывать в Гамбурге, Мартиньи, Оттаве, Падуе, Париже и Праге. Средства, полученные от семи площадок за временное пользование произведениями, пойдут на частичную оплату £16-миллионного расширенного и улучшенного экспозиционного пространства для французской живописи и временных выставок.

Броское название не совсем точно отражает содержание выставки. Полотен Поля Гогена всего восемь, то есть лишь немногим больше десятой части от общего числа экспонатов, и только половина остальных произведений создана импрессионистами (другая половина состоит из более ранних вещей и небольшого количества работ постимпрессионистов и модернистов).

Как нередко бывает с частными коллекциями, за Оррупгором стоят люди необычной судьбы. Ее собирали в начале ХХ века Вильгельм Хансен (1868–1936), сколотивший состояние на продаже страховок, и его жена Хенни (1870–1951). Пользуясь падением цен на искусство во время Первой мировой войны, они активно скупали его у парижских дилеров. Кроме того, Хансены построили виллу в Оррупе, северном пригороде Копенгагена (слово «гор» означает «ферма», «загородная усадьба»). В 1922 году Вильгельм потерял часть состояния и был вынужден распродать половину коллекции, но вскоре его финансовое положение поправилось, и он снова начал покупать искусство.

Развеска немного сбивает с толку, по крайней мере в том, что касается хронологии. В первом зале основное внимание уделяется импрессионизму (с ­1860-х по 1890-е годы), второй зал делает шаг назад, к более ранней живописи XIX века, а в последнем «Женщины импрессионизма» (как художницы, так и модели) соседствуют с теми самыми восемью Гогенами.

Центральный экспонат посвященного Гогену раздела — изумительный портрет Жанны Гупий (1896), девятилетней дочери (которая на картине выглядит значительно старше) французов, живших на Таити. Две работы с фигурами таитянок сопровождает теперь уже практически обязательный комментарий: «Изображения полинезийских женщин зачастую отражают его фантазии о якобы идеальном „примитивном“ обществе, которые он, вероятно, осуществлял и в сексуальных отношениях с юными полинезийскими девушками».

Как в случае практически любой частной коллекции, качество работ неровное, но подобным выставкам это только добавляет интереса. Некоторые из произведений заслуживают особого упоминания. В их числе великолепная композиция Поля Сезанна с купальщицами (около 1895). Виды Темзы на полотнах Клода Моне неизменно приводят лондонцев в восторг, так что «Мост Ватерлоо, пасмурная погода» (1903), несомненно, порадует их, даже несмотря на туман. Оценить, насколько по-разному художники изображали волны, можно благодаря подборке замечательных морских пейзажей Моне (около 1866), Гюстава Курбе (1869), Шарля-Франсуа Добиньи (1874) и Жюля Дюпре (после 1875). Выдающимися работами также представлены Камиль Писсарро, Огюст Ренуар и Альфред Сислей.

Королевская академия художеств
Гоген и импрессионисты. Шедевры из коллекции Оррупгор
До 18 октября

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
4
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
5
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
6
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
7
Российский музейный рейтинг 2023: рост наперегонки со спадом
Посещаемость музеев — это индекс популярности, востребованности, экономической эффективности. За эти позиции российские музейщики так или иначе пытаются бороться, и мы предлагаем посмотреть, что у них получилось в 2023 году
17.05.2024
Российский музейный рейтинг 2023: рост наперегонки со спадом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+