Выставка «Фантастик Пластик» начинается в Новой Третьяковке

№84, сентябрь 2020
№84
Материал из газеты

Кураторы из Московского музея дизайна выбрали самые разнообразные дизайнерские проекты из переработанного пластика

Галина Ларина. Дождевики из переработанных бутылок. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Галина Ларина. Дождевики из переработанных бутылок.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Три десятка российских и западных дизайнеров примут участие в выставке «Фантастик Пластик» (так называется завод по переработке вторичных полимеров в Нижнем Новгороде), которую в пространстве Западного крыла Новой Третьяковки проводит Московский музей дизайна при поддержке компании СИБУР. Кураторы выставки Александра Санькова и Ольга Дружинина выбрали самые разнообразные проекты — по размеру, технике и функциям. Главное, чтобы авторы использовали переработанный пластик.

Muima. Игрушечные автомобили из переработанных пластиковых отходов. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Muima. Игрушечные автомобили из переработанных пластиковых отходов.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

В 1950–1960-е годы пластик переживал эпоху невинности. Яркие, демократичные, удобные в изготовлении и эксплуатации, пластмассы стали любимым материалом многих великих дизайнеров. Джо Коломбо придумал стул, целиком отлитый из пластика. Вернер Пантон согнул лист пластика в виде кресла, яркого и сексуального. В быту легкие и дешевые (и малотоксичные — просто тогда никто не думал о способах их утилизации), пластмассы заменили дерево, металл, стекло.

Вторая волна интереса к полимерам у дизайнеров возникла в 1990-е годы, когда главными достоинствами пластиков виделись уже не дешевизна, а широчайшие технологические возможности. Рон Арад, Карим Рашид, Филипп Старк использовали стеклопластики для создания космически прекрасных — и космически дорогих — объектов, за которыми теперь охотятся музеи и коллекционеры.

Нейлл Броди. «Капсула». Фото: Государственная Третьяковская галерея
Нейлл Броди. «Капсула».
Фото: Государственная Третьяковская галерея

С 1950-х годов человечество произвело около 6 млрд т пластика, который необходимо как-то переработать. Проекты, собранные на выставке, при всей разности подходов их авторов подчеркивают и в меру сил эстетически обыгрывают одно: использован именно вторично (или многократно) переработанный пластик. Иногда степень его переработки минимальна, как у российского дизайнера Галины Лариной. На ее дождевиках, зонтах и сумках явно видны логотипы ретейлеров, из полиэтиленовых пакетов которых созданы (сплавлены) эти предметы, выглядящие очень авангардно. 

Игрушечные машинки бренда Muima, основанного голландскими дизайнерами Рено де Клерком и Марейном Дювекотом и 11 семьями из Кении, отлиты из пластиковых отходов нарочито кривовато, так, что видны все швы формы. Самый мрачный и символический объект представил лондонский художник Броди Нил. В песочные часы он насыпал обкатанные морем частицы пластика — если не поторопиться, скоро ими покроются все побережья планеты.  

Новая Третьяковка, Западное крыло
Фантастик Пластик
Выставка продлена до 30 мая

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
А также «Египетский сервиз» Наполеона, фламандцы и носороги — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Петербурга
02.09.2022
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
3
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
4
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
5
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
6
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Таинственную коллекцию, которую десятилетиями прятал наследник нацистского арт-дилера, покажут на выставке в Швейцарии после подробного исследования
05.09.2022
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
7
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+