Ради жизни на Земле

№75, июль-август 2019
№75
Материал из газеты

Большой экологический проект «Гаража» под названием «Грядущий мир», первый и пока единственный, осуществленный с таким размахом — с участием произведений 50 художников со всего мира, на целых пять месяцев занял все пространство музея

Мелла Ярсма. «Выгул». 2015–2016. Двухканальное видео. Фото: Миэ Корноэдус/предоставлено художником
Мелла Ярсма. «Выгул». 2015–2016. Двухканальное видео.
Фото: Миэ Корноэдус/предоставлено художником

Скульптуры из корней, портреты из смога, объекты из травы, инсталляция из паутины, перформанс с волком — искусство во всем своем природном многообразии этим летом можно увидеть в «Гараже», который на время выставки превратился в самый экологичный в мире музей. Огромный проект, первый такого масштаба, посвящен тому, как менялось отношение человека к природе начиная с XVI века и до наших дней — от благоговения и страха до варварского уничтожения.

Временные рамки выставки выбраны неслучайно. Эксперты прогнозируют, что к 2030 году будут исчерпаны все запасы нефти, а в 2100-м, как предрекал писатель-фантаст Артур Кларк еще в 1960-е, земляне вынуждены будут искать другие планеты, пригодные для жизни. Каким будет грядущий мир до наступления часа икс — об этом вместе с 50 художниками, среди которых такие звезды, как Маурицио Каттелан, Марта Рослер, Томас Сарасено, Ханс Хааке, Даг Эйткен, и предлагают поразмышлять кураторы выставки Екатерина Лазарева и Снежана Крыстева.

Хейден Фаулер. «Снова вместе». 2017. Документация перформанса. VR-дизайнер: Эндрю Йип. Фото: Джон Лай/предоставлено художником
Хейден Фаулер. «Снова вместе». 2017. Документация перформанса. VR-дизайнер: Эндрю Йип.
Фото: Джон Лай/предоставлено художником

Первое, что видят посетители еще на подходе, — огромная строка Recyclable, пересекающая серебристый куб здания «Гаража». Рециклинг, переработка отходов, с недавних пор стал одной из главных тем экологической политики. И только завернув за угол, замечаешь приставку Un. «Не все подлежит вторичной переработке», — считает автор инсталляции Александр Образумов, и трудно с ним не согласиться. В первую очередь сама природа, многие ресурсы которой возобновить уже невозможно.

Начало экспозиции отсылает зрителя к тем благодатным временам, когда о переработке отходов и не помышляли и ничто не предвещало будущей катастрофы. На фламандских шпалерах XVI века, включенных в показ, природа изображается еще райским садом, где гуляют животные невиданной красы. Самостоятельную же ценность изображение природы получило в XVII веке в Нидерландах — на выставке можно увидеть пейзажи, среди которых картина самого известного голландского мастера в этом жанре, Саломона ван Рейсдала. 

Однако уже в фотографии слона в движении, созданной в XIX веке англичанином Эдвардом Мейбриджем, ощущается приближение новой эпохи высоких скоростей и технологий, за которыми ни слоны, ни прочие представители фауны угнаться никак не могли.

Даг Эйткен. «Сад». 2017. Фото: Андерс Суне Берг/предоставлено художником и музеем ARoS, Орхус
Даг Эйткен. «Сад». 2017.
Фото: Андерс Суне Берг/предоставлено художником и музеем ARoS, Орхус

Классический модернизм дает образцы нового отношения художников к природе. Михаил Матюшин создавал свои скульптуры из дерева, используя фрагменты корней и превращая природную форму в эстетический объект. Эти скульптуры, в причудливых изгибах которых угадываются очертания человеческих тел, привезли в Москву из Музея органической культуры в Коломне. А классик модернизма Ле Корбюзье в одном из своих проектов для Алжира увидел архитектуру как живой организм, который органично вписывается в пейзаж.

Западные шестидесятники, дети цветов и сексуальной революции, пошли дальше и начали создавать свои произведения прямо на лоне природы. Направление это получило название ленд-арта. Свое­образное посвящение ленд-артистам создал американский дуэт Allora & Calzadilla, рассыпав перед «Гаражом» бутоны цветов тропического дерева табебуйи золотистой в знак скорби по сокращению числа редких видов растений из-за изменения климата. Цветы, конечно, искусственные, так что ни один настоящий цветок не пострадал. 

Аллан Секула. «Волонтер на краю (острова Сиес, 20.12.02)». Из серии «Черный прилив / Marea Negra». 2002–2003. Сибахром. Фото: фонд Thyssen-Bornemisza Art Contemporary, Вена/ студия Аллана Секулы
Аллан Секула. «Волонтер на краю (острова Сиес, 20.12.02)». Из серии «Черный прилив / Marea Negra». 2002–2003. Сибахром.
Фото: фонд Thyssen-Bornemisza Art Contemporary, Вена/ студия Аллана Секулы

Среди тех, кто стал экспериментировать с природными формами, был и Ханс Хааке, пионер политического искусства, который в 1960-е увлекался органическим минимализмом, создавая работы из воды, пара, света, ветра и льда. «Циркуляция», одно из его ранних произведений, — экосистема, сплетенная из прозрачных труб, пульсирует прямо на наших глазах. Движение воды становится видимым благодаря тому, что в нее внедрились пузырьки воздуха. Другая политическая активистка, Марта Рослер, в инсталляции «В-52 в слезах ребенка» использовала органику, чтобы сделать работу более осязаемой. В ящике, засеянном салатом с трогательным названием «Слезы ребенка», она выстригла силуэт американского бомбардировщика В-52. Смысл здесь в том, что, в то время как американские домохозяйки выращивали на своих балконах витамины, В-52 приносили смерть и слезы вьетнамским детям. 

Дан Пержовски. Рисунок к выставке «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100». 2018. Фото: Дан Пержовски
Дан Пержовски. Рисунок к выставке «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100». 2018.
Фото: Дан Пержовски

Всего на выставке десять реконструкций разных работ, среди которых «Собиратели смога» американской художницы-активистки Ким Абелес. Она считает, что по толщине смога можно судить о том, насколько безопасна окружающая среда, и на тарелках создает портреты политиков из смога, так что у нас появится возможность оценить степень загрязнения и Москвы. Хейден Фаулер показывает на выставке реплику знаменитого перформанса Йозефа Бойса «Я люблю Америку, Америка любит меня», когда Бойс провел некоторое время в клетке с живым койотом. Фаулер в своей версии, названной «Снова вместе», собирается забраться в клетку с волком, оба они — в VR-очках, в которых сменяют друг друга виды русского пейзажа. Перформанс можно будет увидеть в течение первых пяти дней работы выставки. Томас Сарасено, известный гигантскими инсталляциями в виде паутины, воспроизведенной по отсканированной матрице из паутины настоящей, представлен в «Гараже» работой «Гибридные сети». Она сплетена настоящими пауками, помещенными в стеклянный куб; в затемненном зале со специальной подсветкой драгоценную паутину можно рассмотреть во всех подробностях. К слову, своих соавторов-пауков художник затем выпускает в естественную среду обитания.

Лоуренс Лек. «Геомансер». 2017. Кадр из видео. Фото: Lawrence Lek/Предоставлено художником и Sadie Coles HQ, Лондон. Создано по заказу Jerwood / Film & Video Umbrella Award
Лоуренс Лек. «Геомансер». 2017. Кадр из видео.
Фото: Lawrence Lek/Предоставлено художником и Sadie Coles HQ, Лондон. Создано по заказу Jerwood / Film & Video Umbrella Award

Помимо работ, которые уже выставлялись, посетителей выставки ждет и премьера. Это шестиканальная видеоинсталляция Джона Акомфра «Пурпур» на тему глобального изменения климата. Художник африканского происхождения недавно получил британскую премию Artes mundi за вклад в борьбу с проблемами миграции, расизма и религиозных преследований, а также стал художником 2018 года по версии журнала Apollo. 

Не забыт и интерактив. Одна из самых экспериментальных работ на выставке — инсталляция Дага Эйткена «Сад». Стеклянный куб с мебелью ИКЕА окружен тропическими растениями, и каждый желающий сможет войти в него и вести себя как заблагорассудится, даже крушить мебель.

Впрочем, художники далеко не всегда были такими непримиримыми борцами за экологию. В акции группы «Гнездо» «Минута недышания в защиту окружающей среды» (1977) художники зажимали носы, чтобы сократить выброс углекислого газа в воздух, тем самым пародируя пафос советской пропаганды. Однако сегодня этот призыв перестает выглядеть пародией — один из участников группы, Виктор Скерсис, сделает реплику акции и на протяжении нескольких дней будет повторять призыв к посетителям выставки не дышать в течение минуты. 

Джон Акомфра. «Пурпур». 2017. Кадр из видео. Фото: Smoking Dogs Film/Предоставлено галереей Lisso
Джон Акомфра. «Пурпур». 2017. Кадр из видео.
Фото: Smoking Dogs Film/Предоставлено галереей Lisso

Остается лишь добавить, что и сам музей постарался сделать выставку максимально экологичной. Часть экспозиции расположена в выставочных конструкциях, которые сохранились от предыдущих выставок. Из тех же соображений экологии кураторы отказались от транспортировки произведений в тех случаях, когда это было возможно, воссоздав часть работ согласно инструкциям их авторов. Ради экономии природных ресурсов команда проекта решила также не печатать буклеты, заменив их мобильными и аудиогидами. Подготовлена и большая публичная программа с акциями, перформансами, круглыми столами с участием художников, экологов, философов и писателей. 

Музей современного искусства «Гараж»
Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100
До 1 декабря

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
6
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
7
Теплые вещи: чем хорош народный дизайн
Что такое народное творчество сегодня, как проявляются представления о красоте в бытовой жизни, что превращает наивные поделки в настоящие произведения искусства — на эти вопросы пытается ответить проект «Эстетика бриколажа» в Музее ДПИ
01.08.2022
Теплые вещи: чем хорош народный дизайн
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+