Ради жизни на Земле

№75, июль-август 2019
№75
Материал из газеты

Большой экологический проект «Гаража» под названием «Грядущий мир», первый и пока единственный, осуществленный с таким размахом — с участием произведений 50 художников со всего мира, на целых пять месяцев занял все пространство музея

Мелла Ярсма. «Выгул». 2015–2016. Двухканальное видео. Фото: Миэ Корноэдус/предоставлено художником
Мелла Ярсма. «Выгул». 2015–2016. Двухканальное видео.
Фото: Миэ Корноэдус/предоставлено художником

Скульптуры из корней, портреты из смога, объекты из травы, инсталляция из паутины, перформанс с волком — искусство во всем своем природном многообразии этим летом можно увидеть в «Гараже», который на время выставки превратился в самый экологичный в мире музей. Огромный проект, первый такого масштаба, посвящен тому, как менялось отношение человека к природе начиная с XVI века и до наших дней — от благоговения и страха до варварского уничтожения.

Временные рамки выставки выбраны неслучайно. Эксперты прогнозируют, что к 2030 году будут исчерпаны все запасы нефти, а в 2100-м, как предрекал писатель-фантаст Артур Кларк еще в 1960-е, земляне вынуждены будут искать другие планеты, пригодные для жизни. Каким будет грядущий мир до наступления часа икс — об этом вместе с 50 художниками, среди которых такие звезды, как Маурицио Каттелан, Марта Рослер, Томас Сарасено, Ханс Хааке, Даг Эйткен, и предлагают поразмышлять кураторы выставки Екатерина Лазарева и Снежана Крыстева.

Хейден Фаулер. «Снова вместе». 2017. Документация перформанса. VR-дизайнер: Эндрю Йип. Фото: Джон Лай/предоставлено художником
Хейден Фаулер. «Снова вместе». 2017. Документация перформанса. VR-дизайнер: Эндрю Йип.
Фото: Джон Лай/предоставлено художником

Первое, что видят посетители еще на подходе, — огромная строка Recyclable, пересекающая серебристый куб здания «Гаража». Рециклинг, переработка отходов, с недавних пор стал одной из главных тем экологической политики. И только завернув за угол, замечаешь приставку Un. «Не все подлежит вторичной переработке», — считает автор инсталляции Александр Образумов, и трудно с ним не согласиться. В первую очередь сама природа, многие ресурсы которой возобновить уже невозможно.

Начало экспозиции отсылает зрителя к тем благодатным временам, когда о переработке отходов и не помышляли и ничто не предвещало будущей катастрофы. На фламандских шпалерах XVI века, включенных в показ, природа изображается еще райским садом, где гуляют животные невиданной красы. Самостоятельную же ценность изображение природы получило в XVII веке в Нидерландах — на выставке можно увидеть пейзажи, среди которых картина самого известного голландского мастера в этом жанре, Саломона ван Рейсдала. 

Однако уже в фотографии слона в движении, созданной в XIX веке англичанином Эдвардом Мейбриджем, ощущается приближение новой эпохи высоких скоростей и технологий, за которыми ни слоны, ни прочие представители фауны угнаться никак не могли.

Даг Эйткен. «Сад». 2017. Фото: Андерс Суне Берг/предоставлено художником и музеем ARoS, Орхус
Даг Эйткен. «Сад». 2017.
Фото: Андерс Суне Берг/предоставлено художником и музеем ARoS, Орхус

Классический модернизм дает образцы нового отношения художников к природе. Михаил Матюшин создавал свои скульптуры из дерева, используя фрагменты корней и превращая природную форму в эстетический объект. Эти скульптуры, в причудливых изгибах которых угадываются очертания человеческих тел, привезли в Москву из Музея органической культуры в Коломне. А классик модернизма Ле Корбюзье в одном из своих проектов для Алжира увидел архитектуру как живой организм, который органично вписывается в пейзаж.

Западные шестидесятники, дети цветов и сексуальной революции, пошли дальше и начали создавать свои произведения прямо на лоне природы. Направление это получило название ленд-арта. Свое­образное посвящение ленд-артистам создал американский дуэт Allora & Calzadilla, рассыпав перед «Гаражом» бутоны цветов тропического дерева табебуйи золотистой в знак скорби по сокращению числа редких видов растений из-за изменения климата. Цветы, конечно, искусственные, так что ни один настоящий цветок не пострадал. 

Аллан Секула. «Волонтер на краю (острова Сиес, 20.12.02)». Из серии «Черный прилив / Marea Negra». 2002–2003. Сибахром. Фото: фонд Thyssen-Bornemisza Art Contemporary, Вена/ студия Аллана Секулы
Аллан Секула. «Волонтер на краю (острова Сиес, 20.12.02)». Из серии «Черный прилив / Marea Negra». 2002–2003. Сибахром.
Фото: фонд Thyssen-Bornemisza Art Contemporary, Вена/ студия Аллана Секулы

Среди тех, кто стал экспериментировать с природными формами, был и Ханс Хааке, пионер политического искусства, который в 1960-е увлекался органическим минимализмом, создавая работы из воды, пара, света, ветра и льда. «Циркуляция», одно из его ранних произведений, — экосистема, сплетенная из прозрачных труб, пульсирует прямо на наших глазах. Движение воды становится видимым благодаря тому, что в нее внедрились пузырьки воздуха. Другая политическая активистка, Марта Рослер, в инсталляции «В-52 в слезах ребенка» использовала органику, чтобы сделать работу более осязаемой. В ящике, засеянном салатом с трогательным названием «Слезы ребенка», она выстригла силуэт американского бомбардировщика В-52. Смысл здесь в том, что, в то время как американские домохозяйки выращивали на своих балконах витамины, В-52 приносили смерть и слезы вьетнамским детям. 

Дан Пержовски. Рисунок к выставке «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100». 2018. Фото: Дан Пержовски
Дан Пержовски. Рисунок к выставке «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100». 2018.
Фото: Дан Пержовски

Всего на выставке десять реконструкций разных работ, среди которых «Собиратели смога» американской художницы-активистки Ким Абелес. Она считает, что по толщине смога можно судить о том, насколько безопасна окружающая среда, и на тарелках создает портреты политиков из смога, так что у нас появится возможность оценить степень загрязнения и Москвы. Хейден Фаулер показывает на выставке реплику знаменитого перформанса Йозефа Бойса «Я люблю Америку, Америка любит меня», когда Бойс провел некоторое время в клетке с живым койотом. Фаулер в своей версии, названной «Снова вместе», собирается забраться в клетку с волком, оба они — в VR-очках, в которых сменяют друг друга виды русского пейзажа. Перформанс можно будет увидеть в течение первых пяти дней работы выставки. Томас Сарасено, известный гигантскими инсталляциями в виде паутины, воспроизведенной по отсканированной матрице из паутины настоящей, представлен в «Гараже» работой «Гибридные сети». Она сплетена настоящими пауками, помещенными в стеклянный куб; в затемненном зале со специальной подсветкой драгоценную паутину можно рассмотреть во всех подробностях. К слову, своих соавторов-пауков художник затем выпускает в естественную среду обитания.

Лоуренс Лек. «Геомансер». 2017. Кадр из видео. Фото: Lawrence Lek/Предоставлено художником и Sadie Coles HQ, Лондон. Создано по заказу Jerwood / Film & Video Umbrella Award
Лоуренс Лек. «Геомансер». 2017. Кадр из видео.
Фото: Lawrence Lek/Предоставлено художником и Sadie Coles HQ, Лондон. Создано по заказу Jerwood / Film & Video Umbrella Award

Помимо работ, которые уже выставлялись, посетителей выставки ждет и премьера. Это шестиканальная видеоинсталляция Джона Акомфра «Пурпур» на тему глобального изменения климата. Художник африканского происхождения недавно получил британскую премию Artes mundi за вклад в борьбу с проблемами миграции, расизма и религиозных преследований, а также стал художником 2018 года по версии журнала Apollo. 

Не забыт и интерактив. Одна из самых экспериментальных работ на выставке — инсталляция Дага Эйткена «Сад». Стеклянный куб с мебелью ИКЕА окружен тропическими растениями, и каждый желающий сможет войти в него и вести себя как заблагорассудится, даже крушить мебель.

Впрочем, художники далеко не всегда были такими непримиримыми борцами за экологию. В акции группы «Гнездо» «Минута недышания в защиту окружающей среды» (1977) художники зажимали носы, чтобы сократить выброс углекислого газа в воздух, тем самым пародируя пафос советской пропаганды. Однако сегодня этот призыв перестает выглядеть пародией — один из участников группы, Виктор Скерсис, сделает реплику акции и на протяжении нескольких дней будет повторять призыв к посетителям выставки не дышать в течение минуты. 

Джон Акомфра. «Пурпур». 2017. Кадр из видео. Фото: Smoking Dogs Film/Предоставлено галереей Lisso
Джон Акомфра. «Пурпур». 2017. Кадр из видео.
Фото: Smoking Dogs Film/Предоставлено галереей Lisso

Остается лишь добавить, что и сам музей постарался сделать выставку максимально экологичной. Часть экспозиции расположена в выставочных конструкциях, которые сохранились от предыдущих выставок. Из тех же соображений экологии кураторы отказались от транспортировки произведений в тех случаях, когда это было возможно, воссоздав часть работ согласно инструкциям их авторов. Ради экономии природных ресурсов команда проекта решила также не печатать буклеты, заменив их мобильными и аудиогидами. Подготовлена и большая публичная программа с акциями, перформансами, круглыми столами с участием художников, экологов, философов и писателей. 

Музей современного искусства «Гараж»
Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100
До 1 декабря

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+