18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Рисунки выстроили по алфавиту в парижском Музее декоративного искусства

№84
Материал из газеты

Выставка «Рисунок без границ» заняла целый этаж, перетекая в залы с постоянной экспозицией и даже в музейную библиотеку

Коллекция рисунков парижского Музея декоративного искусства с более чем 200 тыс. произведений художников европейских школ XV–XXI веков, а также Китая и Японии — одна из богатейших в мире. В ее основу легли щедрые дары двух легендарных коллекционеров: Жюля Масье (1846–1911), директора музейной библиотеки и автора утопического проекта энциклопедии, собранной из изображений, в том числе рисунков и гравюр, и Филиппа де Шенневьера, в 1852–1870 годах куратора Лувра. Дальше собрание продолжало пополняться приобретениями с публичных торгов в конце XIX века, а также вкладами самих художников, скульпторов, архитекторов и дизайнеров. Так, Огюст Роден в 1908 году подарил музею восемь своих рисунков. Дарил собственные работы и Жан Дюбюффе, а пионеры дизайна ХХ века Жан Руайер и Эмилио Терри — все содержимое мастерских. В результате за полтора века была собрана коллекция, представленная произведениями крупнейших мастеров, соседствующими с богатым собранием образцов орнамента и украшений в стиле модерн и ар-деко или японских трафаретов (катагами).

Выставка заняла целый этаж, перетекая в залы с постоянной экспозицией и даже в музейную библиотеку. А чтобы сориентировать в ней посетителей, куратор Бенедикт Гади придумал оригинальный маршрут, распределив представленные работы разных эпох и стилей по темам, следующим по алфавиту. Такой «реестр» подчеркивает как мультидисциплинарность коллекции, так и универсальность самого рисунка, что и дало название выставке — «Рисунок без границ».

Например, в «Архитектуре» (А) соседствуют рисунок тушью на пергаменте «Храм Януса» (около 1545) архитектора и гравера XVI века Жака I Андруэ Дюсерсо и проект знаменитого павильона туризма на Всемирной выставке в Париже в 1925 году архитектора-модерниста Робера Малле-Стивенса, а завершают ее «бумажные» фантазии еще одного мастера ХХ века — Эмилио Терри, причудливо сочетавшего в своих придуманных фасадах, интерьерах и предметах мебели элементы барокко и классицизма. Раздел «Вкус Гонкуров» (G) включил рисунки Франсуа Буше, Жана Оноре Фрагонара, Шарля Андре ван Лоо из коллекции братьев Жюля и Эдмона Гонкуров, страстных собирателей искусства эпохи Просвещения. Рисунки же еще одного выдающегося мастера XVIII века, Антуана Ватто, выделены в отдельную тему «Ватто» (W). В «Мебели» (М) зрителя ждут работы Андре Шарля Буля, за мастерство прозванного его современниками «ювелиром мебели». Рисунки знаменитого мебельщика — большая редкость после пожара 1720 года, уничтожившего его мастерскую. И здесь же эскизы мебели от великих дизайнеров вроде представителя ар-деко Жака-Эмиля Рульманна или модерниста Джо Коломбо, придумавшего стул, целиком отлитый из пластика. Эскизы ювелирных украшений Рене Лалика и Альфонса Мухи попали в раздел «Соблазнение» (S). Там же произведения дизайнеров высокой моды, среди которых недавно атрибутированная как работа Виктора Люэра модель платья «Мозаика» (1910), выполненная художником для модного дома Поля Пуаре.  

Музей декоративного искусства
Рисунок без границ
До 31 января 2021

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+