18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Рисунки выстроили по алфавиту в парижском Музее декоративного искусства

№84
Материал из газеты

Выставка «Рисунок без границ» заняла целый этаж, перетекая в залы с постоянной экспозицией и даже в музейную библиотеку

Коллекция рисунков парижского Музея декоративного искусства с более чем 200 тыс. произведений художников европейских школ XV–XXI веков, а также Китая и Японии — одна из богатейших в мире. В ее основу легли щедрые дары двух легендарных коллекционеров: Жюля Масье (1846–1911), директора музейной библиотеки и автора утопического проекта энциклопедии, собранной из изображений, в том числе рисунков и гравюр, и Филиппа де Шенневьера, в 1852–1870 годах куратора Лувра. Дальше собрание продолжало пополняться приобретениями с публичных торгов в конце XIX века, а также вкладами самих художников, скульпторов, архитекторов и дизайнеров. Так, Огюст Роден в 1908 году подарил музею восемь своих рисунков. Дарил собственные работы и Жан Дюбюффе, а пионеры дизайна ХХ века Жан Руайер и Эмилио Терри — все содержимое мастерских. В результате за полтора века была собрана коллекция, представленная произведениями крупнейших мастеров, соседствующими с богатым собранием образцов орнамента и украшений в стиле модерн и ар-деко или японских трафаретов (катагами).

Выставка заняла целый этаж, перетекая в залы с постоянной экспозицией и даже в музейную библиотеку. А чтобы сориентировать в ней посетителей, куратор Бенедикт Гади придумал оригинальный маршрут, распределив представленные работы разных эпох и стилей по темам, следующим по алфавиту. Такой «реестр» подчеркивает как мультидисциплинарность коллекции, так и универсальность самого рисунка, что и дало название выставке — «Рисунок без границ».

Например, в «Архитектуре» (А) соседствуют рисунок тушью на пергаменте «Храм Януса» (около 1545) архитектора и гравера XVI века Жака I Андруэ Дюсерсо и проект знаменитого павильона туризма на Всемирной выставке в Париже в 1925 году архитектора-модерниста Робера Малле-Стивенса, а завершают ее «бумажные» фантазии еще одного мастера ХХ века — Эмилио Терри, причудливо сочетавшего в своих придуманных фасадах, интерьерах и предметах мебели элементы барокко и классицизма. Раздел «Вкус Гонкуров» (G) включил рисунки Франсуа Буше, Жана Оноре Фрагонара, Шарля Андре ван Лоо из коллекции братьев Жюля и Эдмона Гонкуров, страстных собирателей искусства эпохи Просвещения. Рисунки же еще одного выдающегося мастера XVIII века, Антуана Ватто, выделены в отдельную тему «Ватто» (W). В «Мебели» (М) зрителя ждут работы Андре Шарля Буля, за мастерство прозванного его современниками «ювелиром мебели». Рисунки знаменитого мебельщика — большая редкость после пожара 1720 года, уничтожившего его мастерскую. И здесь же эскизы мебели от великих дизайнеров вроде представителя ар-деко Жака-Эмиля Рульманна или модерниста Джо Коломбо, придумавшего стул, целиком отлитый из пластика. Эскизы ювелирных украшений Рене Лалика и Альфонса Мухи попали в раздел «Соблазнение» (S). Там же произведения дизайнеров высокой моды, среди которых недавно атрибутированная как работа Виктора Люэра модель платья «Мозаика» (1910), выполненная художником для модного дома Поля Пуаре.  

Музей декоративного искусства
Рисунок без границ
До 31 января 2021

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+