18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как опыт предыдущих кризисов помогает предсказывать будущее арт-рынка

№84
Материал из газеты

Нас всех ждет глубокая рецессия, но самые богатые продолжат покупать Кунса

Сейчас еще слишком рано говорить о том, как именно этот кризис скажется на арт-рынке в долгосрочной перспективе, но некоторое представление можно получить, основываясь на опыте предыдущих обвалов. Рейчел Паунелл из Маастрихтского университета собрала данные о суммарной годовой выручке от аукционных продаж (это единственная достоверная информация на рынке) за последние 30 лет, в течение которых было два больших кризиса — в 1991 и 2009 годах.

После того как в 1991 году лопнул японский финансовый пузырь, аукционный рынок упал на целых 62%, а вслед за ним обвалился и рынок многомиллионных работ Ренуара и ван Гога. В тот раз возвращение продаж на уровень 1990 года заняло 13 лет. В 2009 году в результате банковского кризиса аукционные продажи, по самым скромным подсчетам, упали на 36%. Но уже год спустя они выросли вдвое и продолжили стабильно расти, к 2014 году достигнув отметки в $21,5 млрд — это почти в шесть раз выше уровня 1990 года. Почему же сценарии так разнятся?

«В 1990 году цены на импрессионизм были очень сильно завышены. На рынке образовался пузырь, — объясняет Паунелл. — Спад 2008 года был вызван общемировой рецессией. Сам арт-рынок к тому времени уже приобрел глобальный характер».

Благодаря неолиберальной экономической политике и глобализации самые богатые 0,1% населения планеты стали за последние 30 лет гораздо богаче. Коллекционирование искусства, в особенности современного, не только доставляет удовольствие и повышает престиж этой десятой доли процента, но и используется ею в качестве альтернативного актива, еще больше обогащающего этих людей благодаря росту стоимости произведений, оптимизации налогов и использованию их в качестве залога для займов. Кроме того, коллекционирование дало этим 0,1% доступ к весьма определенному роскошному образу жизни, к веселому водовороту аукционов, ярмарок, биеннале и выставок, а также к сопровождающим их вечеринкам и ужинам.

Если арт-рынок снова придет в «норму», вернется ли вместе с ним и эта «нормальность»?

«Нас неминуемо ждет глубокая рецессия. Малый бизнес страдает, но при этом фондовый рынок довольно уверенно восстанавливается», — считает Марта Гнип, арт-консультант и галерист из Берлина, в 2015 году опубликовавшая книгу «Сдвиг: искусство и приход к власти современных коллекционеров». Она обращает внимание на то, что такие индексы, как американский Доу — Джонса и германский DAX, уже компенсировали большую часть мартовских потерь. «Арт-рынок зависит от богатых, а они в большинстве своем пострадали значительно меньше других членов общества», — добавляет она.

Однако нынешний экономический кризис, вызванный пандемией, достиг невиданных со времен Великой депрессии масштабов — и даже больше. К примеру, Банк Англии ожидает, что 2020-й станет худшим годом в экономике Великобритании с 1706 года. «Большие рецессии вроде той, что произошла в 1930-е, отрицательно сказываются и на ценах на искусство, — говорит Уильям Гецман, соавтор исследования 2014 года «Экономика эстетики и три века рекордных цен на искусство». — Маленькие и средней руки галереи сталкиваются с теми же проблемами, что и остальной розничный бизнес. Боюсь, что и они тоже не справятся и исчезнут».

Сейчас, когда богатые коллекционеры не путешествуют по миру, бизнес по большей части перешел в интернет. Как недавно показал совместный опрос The Art Newspaper и Паунелл, большинство арт-дилеров сообщают о 70%-ном падении продаж. Переход аукционов в онлайн-режим также привел к резкому сокращению прибылей на вторичном рынке на Sotheby’s, Christie’s и Phillips.

Желая развеять страхи перед потенциальным повторением обвала 1991 года, игроки с особым энтузиазмом отчитываются о многомиллионных онлайн-продажах работ небожителей арт-рынка. Hauser & Wirth сообщает о продаже нового произведения Марка Брэдфорда за $5 млн на виртуальном ВИП-превью ярмарки Art Basel в июне. А представители David Zwirner говорят, что нашли покупателя на скульптуру Джеффа Кунса 2013–2019 годов «Венера Леспюгская из воздушных шаров (красная)» — галерея выставила ее за $8 млн в виртуальном демонстрационном зале. Sotheby’s и Christie’s теперь транслируют аукционы в прямом эфире, что позволяет частично воспроизвести зрелищность — и оборот — вечерних нью-йоркских торгов. Эстимейты на произведения таких звезд, как Фрэнсис Бэкон, Рой Лихтенштейн, Барнетт Ньюман, Пабло Пикассо и Клиффорд Стилл, достигают восьми­значных сумм.

Тем временем остальное население страдает от пандемии, рецессии, массовых беспорядков и рекордного уровня безработицы. Многомиллионный верхний сегмент арт-рынка, привлекающий наиболее пристальное внимание прессы, в последние годы превратился в яркий индикатор имущественного неравенства. Сейчас, когда широко обсуждается проблема системного расизма, а протестующие сбрасывают символизирующие колониализм статуи, существующая система ценностей арт-рынка, базирующаяся на пантеоне преимущественно старых и мертвых белых художников-мужчин, смотрится все более неуместно.

Справедливости ради, произведения знаменитых небелых художников, как и художников-женщин, уже какое-то время привлекают коллекционеров с их постоянно перенастраивающимися вкусами. Но в этом и заключается суть рынка. Распределение ресурсов остается неизменным, меняются только боги.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+