В Люксембурге открыто новое хранилище произведений искусства

В Люксембурге 17 сентября торжественно открылся девятый в мире «фрипорт» — крупное хранилище произведений искусства. Событие собрало 400 VIP-персон мирового арт-рынка, большинство из которых отбиралось организаторами по длине языка последующего «сарафанного радио». В новейшем здании за €55 млн многие видели повторение футуристической архитектуры сингапурского фрипорта, но итальянские архитекторы проекта взяли за образец советские дворцы молодежи конца 1970-х — с массивными лестницами и барельефами на всю стену. Мероприятие почтил присутствием сам великий герцог Люксембургский, а также представители правительства — премьер-министр и министр финансов страны. Справедливости ради отметим, что для коллекционеров, желающих отныне разместить культурные ценности в пределах герцогства, существуют небольшие ограничения, не упомянутые большинством СМИ «по горячим следам» пресс-релизов. Сегодня, спустя две недели после начала работы фрипорта, остановимся на них подробнее.

Что такое Люксембург, с точки зрения экономически подкованного человека? Это территория с особым налоговым режимом, проще говоря, офшорная зона. Однако зона европейская и весьма статусная, 80% финансовых арт-фондов (в том числе китайских) имеют люксембургскую прописку. Здесь же расположен головной офис финансового аналитика Deloitte, три года назад открывшего подразделение Deloitte Art Finance для работы с инвестициями в искусство. Люксембургский фрипорт по определению не должен был стать исключением, обеспечивая доступ к произведениям искусства, находящимся на хранении, в режиме свободной налоговой зоны (знакомой нам по duty free), то есть беспошлинно ввозимым и вывозимым.

Однако на презентации большинство приглашенных ожидал сюрприз. Оказалось, что хранилище попало под люксембургское законодательство, обеспечивающее 0% VAT при импорте, но 15% VAT при желании экспорта ввезенного предмета искусства. Правда, это касается лишь экспорта в страны Евросоюза, нормам которого Люксембург настойчиво склоняют соответствовать. Добавим, что с 1 января 2015 года ожидается введение 6%-ного налога на импорт предметов искусства, однако он также касается Европейского Союза. На развивающиеся страны, к которым принято относить Россию, проценты не распространяются.

Что же склонило к размещению фрипорта именно в Люксембурге Ива Бувье, инвестора и совладельца аналогичных хранилищ в Женеве, Цюрихе и Сингапуре (с более благосклонным налогообложением)? И почему к моменту открытия было выкуплено до 60% площадей? Очевидно, причина — в использовании фрипорта и хранимых ценностей в качестве входного билета в люксембургскую финансовую тусовку. Причем понимает это как руководство страны (сигнализируя об этом обилием титулованных особ на открытии), так и Deloitte, по слухам также вложившийся в создание хранилища. В сумме они донесли очень четкий месседж: «Храните искусство и параллельно занимайтесь бизнесом на нашей территории. За вывоз придется заплатить, но вы ведь не станете этого делать, верно? Вас ведь интересует наше упрощенное налоговое законодательство». Несогласных на открытии не нашлось. Тем более что сегодня произведение искусства все чаще переживает смену владельцев, при этом физически оставаясь в арендованной на долгое время ячейке. А сделки по покупке-продаже художественных ценностей, совершенные на территории фрипорта, налогом по люксембургскому законодательству не облагаются, равно как и временный вывоз работ на выставки. Так что продавайте и владейте! Но храните в пределах страны.

Статистически новый фрипорт выглядит так: общая площадь 22 тыс. м2, площадь ячеек 15 тыс. м2, 8 просмотровых комнат, максимальный срок хранения (опять же по законодательству герцогства) 29 лет, стоимость от €2 в день за минимальную ячейку. Из эксклюзивных особенностей стоит выделить двери размером 4х4 м, что делает доступным хранение дорогостоящей габаритной скульптуры и инсталляций; расположение хранилища в пределах люксембургского аэропорта, что сводит логистику предметов искусства (по статистике, чаще всего повреждающихся именно во время транспортировки) к минимуму и наличие дружественной авиакомпании CargoLux, позволяющей оформить все виды документации в пределах одного кабинета фрипорта.

Подводя итог, можно сказать о том, что с появлением фрипорта экономика искусства вступила в новый этап — создания all-in-one-сервисов, которые объединяют эстетические и повседневные нужды состоятельного человека — иными словами, искусство и деньги под одним присмотром.

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+