18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Воронеже откроется Музей Ивана Бунина

Первых посетителей музей, который расположился на проспекте Революции в бывшей усадьбе Анны Германовской, примет 22 сентября

Небольшой музей, посвященный Ивану Бунину (1870–1953), открывается для публики в сентябре в Воронеже во флигеле усадьбы Германовской. Именно здесь 150 лет назад родился и провел первые четыре года жизни будущий нобелевский лауреат. Это филиал местного Литературного музея имени И.С.Никитина.

Усадьба была построена в первой половине XIX века и вскоре приобретена губернской секретаршей Анной Германовской. Семья Буниных въехала туда в 1860-х и жила до 1874 года. Дом этот сильно пострадал во время Великой Отечественной войны. В 1980 году по завещанию последнего его обитателя Владимира Петровского уцелевший двухэтажный флигель был передан областному краеведческому музею. Тогда по сохранившимся эскизам 1873 года в здании была проведена реставрация, однако в итоге здесь разместилась Государственная инспекция охраны историко-культурного наследия Воронежской области. А в 2006–2016 годах во флигеле обитала редакция журнала «Подъем», после чего здание передали Литературному музею, который и начал еще одну реставрацию, затянувшуюся на несколько лет.

Площадь нового музея невелика — 52 кв. м. Авторами художественного оформления музея Ивана Бунина выступили местные художники Александр и Анна Ворошилины, чьи работы также использованы в экспозиции. Как выглядели интерьеры в первые годы после революции, известно по зарисовкам представительницы семьи Петровских, сделанным в 1970-е годы по памяти. Дворик дома планируют занимать инсталляциями и художественными объектами.

В числе музейных предметов — книги с автографами и письма, написанные, в частности, женой писателя Верой Муромцевой-Буниной дочери Сергея Рахманинова. Большой интерес представляют живописные работы друзей Бунина — художников Петра Нилуса и Евгения Буковецкого. Из одесского дома того же Буковецкого, где Бунин жил в «окаянные» 1918–1920 годы, поступили мебель и мемориальные вещи. В начале 1990-х Советский фонд культуры передал в Воронеж переписку писателя с эмигрантским окружением. Как рассказала ТАСС директор Литературного музея Светлана Деркачева, в их фондах хранится около 500 единиц бунинской коллекции. 

С 2015 года, когда было принято решение о создании музея, коллекция пополняется новыми дарами. Так, в 2016 году Франсуа-Режи Колар, вдовец Ольги Жировой (1933–1964) — любимицы Бунина и его супруги, подарил музею их письма к маленькой Ольге, а также машинопись с авторской правкой мемуаров Веры Буниной «Беседа с памятью». В тот же период парижанин Никита Струве и падчерица Константина Паустовского, обитательница Тарусы Галина Арбузова преподнесли предметы из личных архивов: охотничью сумку писателя, его Библию, письма, фотографии. 

Сейчас в стране существует еще три региональных музея писателя — в Ельце, Ефремове и Орле.  

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+