18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

В Воронеже откроется Музей Ивана Бунина

Первых посетителей музей, который расположился на проспекте Революции в бывшей усадьбе Анны Германовской, примет 22 сентября

Небольшой музей, посвященный Ивану Бунину (1870–1953), открывается для публики в сентябре в Воронеже во флигеле усадьбы Германовской. Именно здесь 150 лет назад родился и провел первые четыре года жизни будущий нобелевский лауреат. Это филиал местного Литературного музея имени И.С.Никитина.

Усадьба была построена в первой половине XIX века и вскоре приобретена губернской секретаршей Анной Германовской. Семья Буниных въехала туда в 1860-х и жила до 1874 года. Дом этот сильно пострадал во время Великой Отечественной войны. В 1980 году по завещанию последнего его обитателя Владимира Петровского уцелевший двухэтажный флигель был передан областному краеведческому музею. Тогда по сохранившимся эскизам 1873 года в здании была проведена реставрация, однако в итоге здесь разместилась Государственная инспекция охраны историко-культурного наследия Воронежской области. А в 2006–2016 годах во флигеле обитала редакция журнала «Подъем», после чего здание передали Литературному музею, который и начал еще одну реставрацию, затянувшуюся на несколько лет.

Площадь нового музея невелика — 52 кв. м. Авторами художественного оформления музея Ивана Бунина выступили местные художники Александр и Анна Ворошилины, чьи работы также использованы в экспозиции. Как выглядели интерьеры в первые годы после революции, известно по зарисовкам представительницы семьи Петровских, сделанным в 1970-е годы по памяти. Дворик дома планируют занимать инсталляциями и художественными объектами.

В числе музейных предметов — книги с автографами и письма, написанные, в частности, женой писателя Верой Муромцевой-Буниной дочери Сергея Рахманинова. Большой интерес представляют живописные работы друзей Бунина — художников Петра Нилуса и Евгения Буковецкого. Из одесского дома того же Буковецкого, где Бунин жил в «окаянные» 1918–1920 годы, поступили мебель и мемориальные вещи. В начале 1990-х Советский фонд культуры передал в Воронеж переписку писателя с эмигрантским окружением. Как рассказала ТАСС директор Литературного музея Светлана Деркачева, в их фондах хранится около 500 единиц бунинской коллекции. 

С 2015 года, когда было принято решение о создании музея, коллекция пополняется новыми дарами. Так, в 2016 году Франсуа-Режи Колар, вдовец Ольги Жировой (1933–1964) — любимицы Бунина и его супруги, подарил музею их письма к маленькой Ольге, а также машинопись с авторской правкой мемуаров Веры Буниной «Беседа с памятью». В тот же период парижанин Никита Струве и падчерица Константина Паустовского, обитательница Тарусы Галина Арбузова преподнесли предметы из личных архивов: охотничью сумку писателя, его Библию, письма, фотографии. 

Сейчас в стране существует еще три региональных музея писателя — в Ельце, Ефремове и Орле.  

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+