18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Музей русского импрессионизма показывает «Нарисованную жизнь» Сергея Виноградова

Музей первым столь полно представляет творчество мастера, на чьих картинах не кончается лето

Сергей Виноградов (1869–1938), как его определяет пресс-релиз, относится к кругу Валентина Серова и Константина Коровина. Он имел узнаваемый почерк, свою тему и драму, его имя хорошо известно современным коллекционерам. Музей русского импрессионизма представляет наиболее полную его экспозицию — 60 работ из частных и музейных собраний Архангельска, Барнаула, Иркутска, Казани, Москвы, Омска, Петрозаводска, Санкт-Петербурга, а также из Белоруссии, Литвы и Эстонии. Дополняют экспозицию архивные фотографии и мемуары современников.

В том числе Сергею Виноградову Россия обязана богатейшей коллекцией французского пост- и просто импрессионизма (Винсент ван Гог, Эдгар Дега, Клод Моне, Огюст Ренуар, Поль Сезанн и прочие) в своих музеях. Именно он был консультантом Михаила и Ивана Морозовых при покупке ими в начале ХХ века искусства в Париже. Большая удача, что в этот исторический момент распределял финансовые потоки человек тонкого провидческого вкуса.

Если говорить о его собственном наследии, то тут Сергей Виноградов интересен как человек, обманувший судьбу. Уроженец деревни Большие Соли Ярославской губернии, сын деревенского священника, он, наверное, мог бы пойти по духовной стезе, но очень рано выбрал экзотическую профессию художника. Уже в 11 лет он был отправлен в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где почти десятилетие постигал ремесло. Ранний, деревенский этап его творчества был попыткой примирить две линии — передвижничество с его интересом к жизни крестьян и импрессионизм с красотой собственно живописи. Получались портреты рабов, но в сияющем пейзаже, в ярких нарядах — непонятно, то ли горевать над ними, то ли любоваться. Основной период активной профессиональной деятельности — на рубеже веков, перед революцией — Виноградов был преуспевающим художником: преподавал в Строгановском училище (1898–1913), участвовал в международных выставках во Франции и Германии, у него был изысканный круг друзей (Сергей Дягилев, Алексей Толстой, Федор Шаляпин, Мамонтовы). В 1904 году он со товарищи создал влиятельную группу «Союз русских художников». Его экспертное мнение ценили богатейшие коллекционеры. В 1912 году Виноградов становится академиком Академии художеств.

Все изменилось после Первой мировой войны и революции. И тут Сергей Арсеньевич второй раз обманул судьбу. Командированный в 1923 году в США организовывать художественную выставку, обратно в Советскую Россию он не вернулся. Последние 14 лет прожил в Риге: преподавал, занимался живописью. В 1938-м его проводили в последний путь десятки благодарных учеников.

Его зрелое творчество отмечено печатью гедонизма. Он певец усадебно-дачной жизни. На его холстах не заканчивается лето, по тенистым паркам бродят прекрасные дамы в красивых платьях и шляпках, девушки и дети позируют в плетеных креслах на террасах или на удобных кушетках в залитых солнцем комнатах. Над этой зефирной сладостью впору бы иронизировать, если забыть про исторический контекст: Гражданскую вой­ну, разруху, смерти, свидетелем чего был художник, — если отрешиться от факта, что в 55 лет он отправился в эмиграцию, начав жизнь с нуля. Но, если держать в уме эти обстоятельства, салонная живопись Сергея Виноградова приобретает характер отчаянного фрондерства. Нужна была внутренняя стойкость не реагировать на «пришествие хама» (Дмитрий Мережковский), не выбрать себе роль жертвы. Это объясняет и подзаголовок нынешней выставки — «Нарисованная жизнь». Художник смоделировал себе, как сказали бы сейчас, вторую реальность и прекрасным образом провел в ней земное время. Из всех видов эскапизма (например, пьянство, отшельничество) он выбрал самый действенный и здоровый: работать, радоваться жизни и вдохновлять оптимизмом окружающих. Это ли не лучший завет потомкам?!  

Накануне открытия выставки для публики, 8 сентября в 21:00 можно присоединиться к онлайн-трансляции на ее странице и в соцсетях музея, посмотреть экспозицию и театральный перформанс с участием Александры Ревенко («Гоголь-центр») и рэпера Хамиля («Каста»).

Музей русского импрессионизма
Сергей Виноградов. Нарисованная жизнь
Выставка продлена до 31 марта 2021

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+