18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Десять главных атрибутов лета в живописи

Хокни, Дейнека, Норман Рокуэлл, Герасимов и Соролья рассказывают (и показывают) нам, что нужно для того, чтобы лето было идеальным

Пока лето в разгаре, вспомним главные приметы отдыха в это время года, без которых оно совершенно немыслимо. Любопытно, что для этого нам не нужны старые мастера — только художники ХХ–ХХI веков: так сильно изменился образ жизни в Новейшее время. И соответственно, набор предметов, появляющихся на картинах.

Уличные веранды ресторанов

На свежем воздухе, конечно, выпивали и закусывали всегда, со времен изобретателя алкоголя праотца Ноя. И на террасах это тоже делали — вспомним уличные сценки малых голландцев XVII века. Но уличные веранды в том виде, в каком они существуют сегодня — с освещением и официантами, вооруженными блокнотами, возникли только с изобретением электричества, во второй половине XIX столетия. Особенно много картин, изображающих такие сцены, у художников Парижа. Их поражали новизна этой бытовой привычки, яркость огней и толпы.


Алкоголь

Вино — еще одна вечная сквозная тема мирового искусства. Его много рисовали уже в краснофигурной вазописи V века до н.э. Но после промышленной революции изображение алкоголя в искусстве заметно меняется. Во-первых, теперь он бывает самых различных видов (то есть цветов, что для художников важнее). Во-вторых, стекло стало дешевым и доступным во всевозможных формах, а значит, бутылки и бокалы на картинах поражают разнообразием. Впрочем, жанр классического натюрморта потихоньку умирает — зато на подъеме дизайн: афиши, меню, этикетки. Рекламу мартини и шампанского создавали лучшие иллюстраторы ХХ века.


Поездки за город на машине

Автомобиль, в начале ХХ столетия бывший экзотической и дорогостоящей новинкой, постепенно становится предметом, настоятельно необходимым любой семье. Воспевание его в живописи длится недолго. На смену, скажем, гимнам скорости от художников-остовцев (вспомним «Автопробег» Петра Вильямса 1930 года) приходят сатирические бытовые сценки. И разумеется, роскошные рекламные плакаты, которые существуют довольно долго, пока их к концу ХХ века окончательно не вытесняет фотография.


Пикники

Бледные горожане, по выходным лавиной устремляющиеся на природу, — это тоже явление индустриальной эры, возникшее вслед за развитием городов в XIX веке. Импрессионисты очень жаловались, что их любимые лужочки теперь стали проходным местом, — хотя что такое «Завтрак на траве» Эдуарда Мане, как не типичный пикник? Тема останется крайне популярной и на протяжении всего ХХ века, причем при любом идеологическом строе и в любой стилистике.


Дача

А вот загородный домик с садом, чай на веранде в компании друзей — это, кажется, любимая тема именно русской живописи ХХ века. Этот оазис личного, интимного пространства, спрятанного от идеологии, постоянно встречается на картинах даже самых знаменитых мастеров социалистического реализма.


Велосипеды

В произведениях искусства это изобретение второй половины XIX века появляется часто. Но вначале в основном на рекламных плакатах. В большом количестве их создавали в эпоху модерн, что сказывалось на стилистике графики. На них легкими линиями изображены изысканные дамы в шляпках и длинных юбках — велосипед обещал им свободу передвижения (позже тоже именно на женщин будет нацелена реклама сигарет как средства эмансипации). Со временем станет ясно, что капиталисты не соврали: велосипед действительно уравнивает и дает свободу. (А вот курить — вредно!)


Детский смех

В новом мире меняется и отношение к детям. Они больше не «маленькие взрослые», а действительно дети, которым позволено дурачиться, шуметь и играть. Сказывается это, например, в развитии отдельной, исключительно детской моды. В искусстве младенцы теперь — не спутники мадонн, а самостоятельные активные персонажи. Еще заметим: ХХ веку пока свойственна наивность в любовании детской наготой. К нашему столетию она исчезнет — девочек Бальтюса будут убирать из экспозиции, а обложку пластинки Scorpions 1976 года — из Википедии.


Сувениры, магнитики, ракушки

Говорят, современный туризм изобрели британские аристократы XVIII века, отправлявшиеся в гранд-тур по Европе. Богатенькие наследники увозили домой на память Веласкесов и Тицианов, благо бюджет позволял. А вот в XIX столетии туризм распространился в столь широких и небогатых слоях общества, что возникла сувенирная отрасль. Чтобы было что увезти на память тем, у кого нет кошелька герцогского размера. Кажется, сувениры были придуманы обитателями красивых мест из чувства самосохранения. Не зря рассказывают, что на Акрополь в Афинах ежегодно досыпают пять грузовиков камней вместо растащенных туристами.


Шезлонги

С середины XIX века и вплоть до Первой мировой войны самым роскошным местом отдыха (не считая отелей) были гигантские лайнеры, набитые зеркалами, хрусталем, шампанским и всеми видами развлечений. Считается, что шезлонги начали широко использовать именно на их палубах. Тогда же культура пляжного отдыха стала приобретать те формы, которыми мы пользуемся сейчас. Например, люди отказались от кабинок для купания, а женщины перестали окунаться в длинных юбках. И в этом новом способе отдыхать складные шезлонги, стулья и лежаки оказались незаменимыми.


Пляжные зонтики

Зонты — еще один предмет, который был и у древних греков. Однако к привычным нам формам зонты пришли поздно. Требовалось изобрести металлический каркас и крепкие водонепроницаемые ткани. На многих картинах видно, что во второй половине XIX века европейцы были очарованы яркими расписными конструкциями, которые в изобилии привозили из Китая и Японии (где рос прочный бамбук — удобный материал). А вот когда появились привычные нам гигантские пляжные зонтики — непонятно. По крайней мере, на морских пейзажах Эжена Будена, который специализировался на теме отдыха, в 1880–1890-е их еще нет, люди сидят под обычными зонтиками или под тентами и в палатках. Но вскоре они станут совершенно необходимым атрибутом летнего отдыха. Как и спрей от комаров, кстати, — но эту полезную вещь, увы, ни один живописец не запечатлел!

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+