18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Cosmoscow принимает вызов

№84
Материал из газеты

Московская ярмарка современного искусства, которая пройдет c 11 по 13 сентября в Гостином Дворе, делает акцент на российских художниках и галереях. Может быть, вынужденно, но эффективно

Московская ярмарка современного искусства Cosmoscow, уже восьмая, вопреки трудностям, которые вместе со всем прочим миром переживает арт-рынок, состоится c 11 по 13 сентября в Гостином Дворе. Фокус на российских участников получился отчасти вынужденным: перекрытые из-за пандемии границы не позволяют западным галеристам приехать. Тем не менее разнообразных проектов на ярмарке, основанной коллекционером Маргаритой Пушкиной, даже больше, чем обычно.

Российских галерей будет свыше полусотни, и выбор имен вовсе не беден. Начиная с известных и привычных вроде Леонида Пурыгина в AРT4, Владимира Дубосарского в InArt Gallery, Павла Пепперштейна в JART Gallery или Ольги Тобрелутс в галерее Веры Погодиной VP Studio и заканчивая молодыми и интригующими, которых в первую очередь стоит искать в XL Projects. Молодые взяли на себя миссию осмыслить ситуацию (чего зрители и критики настойчиво требуют от художников). Примером может послужить проект-диалог Владимира Чернышева и Устины Яковлевой, возвращающий актуальность всему архаичному и мифологическому, в Artwin Gallery. Или у-вэй (даосская концепция, означающая «неделание», пассивность) Валерия Чтака в галерее Syntax. Географические рамки не так уж широки, но все же выходят за пределы двух столиц: участвуют знаменитая, уже бывшая лучшей галереей Cosmoscow Х.Л.А.М. из Воронежа и гораздо менее известная галерея Pro Art’s из Калуги.

Расширить спектр участников помогла поддержка Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы. Принять участие в ярмарке на льготных условиях московские галеристы  могут в новой секции Created in Moscow. И наконец, у Cosmoscow теперь есть ярмарка-сателлит — blazar (пройдет в Музее Москвы с 9 по 13 сентября). Александра Лекомцева, соучредитель проекта по поддержке современного искусства Sample и ярмарки blazar, поясняет звучное название: «Так называют активные ядра галактик, находящие­ся далеко за пределами Млечного пути, но заметные за сотни световых лет из-за своего яркого свечения». Одновременно blazar является специальным проектом VII Московской международной биеннале молодого искусства; ее участниками — новыми звездами станут не только галереи, но и молодые художники, работающие независимо, а также институции (например, ИПСИ и Школа имени Родченко).

Специальные проекты тоже разнообразны. Павел Отдельнов, выбранный ярмаркой «художником года», покажет серию картин, написанных на основе видов с камер автомобилей «Яндекса» и Google. Стрелки гео­локации вроде бы намертво прибивают их к определенной точке, однако сами пейзажи гаражей и пустырей банальны настолько, что могут обнаружиться на любой окраине страны. Марго Трушина, победившая в конкурсе Ruinart Art Patronat, создаст «Живой уголок», где растения и камни будут говорить на разные голоса, звучащие при движении или прикосновении зрителей.

«Гараж», «музей года» Cosmoscow 2020, расскажет о своем медиаархиве: в интерактивной «комнате редкостей» будут крутить видеозаписи 1985–2020-х, посвященные художественной жизни Москвы и Ленинграда-Петербурга. «Институцией года» по выбору ярмарки стал Железногорский центр современного искусства (Курская область), который будет представлен проектами сообщества «Цикорий», основателями ЦСИ. Участники «Цикория» покажут живописные работы и найденные объекты, а также VR-проект, в который включены записи перформансов.

Победитель конкурса Audi Born-Digital Award, проведенного совместно с Фондом поддержки современного искусства Cosmoscow, медиахудожник Павел Сельдемиров покажет в рамках ярмарки тотальную инсталляцию — буквальный символ 2020 года. В ней найдутся камень, подключенный к аппарату ИВЛ, озеро, поверхность которого разбивается подобно витрине, и коронавирус, затаившийся в реке, как глубоководная мина. 

Маргарита Пушкина: 
«Приобретение искусства становится осознанным»

По объективным причинам в этом году состав участников претерпел некоторые изменения. Но мы, как всегда, опираемся на российский состав, ведь наша ярмарка в первую очередь важна для развития локального арт-рынка. Так было всегда, и понимание этой важности помогло нам не отступать и сохранить ярмарку даже в таких сложных условиях. Очень помогло и то, что мы сразу получили отклик от российских галерей: и от наших постоянных участников, и от тех, кто решился участвовать впервые. К тому же фокус на локальные мероприятия в целом соответствует тренду: все мировые эксперты предсказывают сокращение числа глобальных проектов.

Мы надеемся, что и иностранные галереи смогут принять участие в Cosmoscow 2020. Если не в офлайн-, то в онлайн-версии ярмарки. Понятно, что от кризиса пострадали многие. Наверное, для галеристов теперь логично быть более гибкими с точки зрения предложений клиентам, но это не вопрос снижения цен. Если говорить об ожиданиях — я много слышала от наших участников о том, что продажи не останавливались даже во время карантина. Мне кажется, что ситуация с карантином, наоборот, помогла более четко определить круг последовательных коллекционеров, которые понимают свою миссию, что покупка каждого произведения — это поддержка художника в частности и всей культурной сферы в целом. Интерес к искусству не пропадает. В сложные времена взгляд, скорее, сосредотачивается на важных вещах, а приобретение произведения искусства становится осознанным. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
5
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
6
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
7
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+