Cosmoscow задает тренд на разнообразие доступного искусства

В Москве открылась ярмарка Cosmoscow, уже несколько лет подряд дающая старт новому галерейно-выставочному сезону

Екатерина Муромцева. «Пикет». XL Project. Фото: Валерия Титова/Cosmoscow
Екатерина Муромцева. «Пикет». XL Project.
Фото: Валерия Титова/Cosmoscow

Проходящее в начале сентября мероприятие призвано в очередной раз мобилизовать российский арт-рынок — участники Cosmoscow, несмотря на летнюю расслабленную обстановку, напряженно отбирали произведения для своих стендов, подгоняли художников, чтобы те вовремя закончили предназначенные для ярмарки новые работы, организаторы Cosmoscow подготовили примерно десяток спецпроектов, образовательную программу и даже продумали, чем занять маленьких (от 4 лет) посетителей ярмарки. Все это с одной целью — заманить на ярмарку побольше коллекционеров, еще не вполне пришедших в себя после сезона летних отпусков и потому более склонных к импульсивным покупкам. Уже на вернисаже многие галеристы признавались, что кое-что было продано еще до официального открытия. 

Воссозданная комната Владислава Мамышева-Монро на стенде «Гаража». Фото: Валерия Титова/Cosmoscow
Воссозданная комната Владислава Мамышева-Монро на стенде «Гаража».
Фото: Валерия Титова/Cosmoscow

В четверг утром, пока все журналисты сидели на пресс-конференции, а сотрудники галерей прихорашивались сами и вносили последние штрихи в оформление стендов, по ярмарке прогуливался Андрей Малахов — пожалуй, самая медийная персона среди отечественных коллекционеров современного искусства. Ближе к вечеру был замечен и Роман Абрамович, но и он покинул Гостиный Двор еще до начала ВИП-превью. Кстати, в этом году основанный им Музей современной культуры «Гараж» впервые участвует в ярмарке, но, разумеется, не с целью продавать искусство, а со своим спецпроектом. Музей воссоздал на Cosmoscow обстановку квартиры Владислава Мамышева-Монро, представляя таким образом деятельность архива российского современного искусства «Гаража». Кроме того, на ярмарке действуют музейные книжный и сувенирный магазины, а 5% от выручки за входные билеты на Cosmoscow будут перечислены в эндаумент-фонд музея. 

Cтенд галереи Artwin. Фото: Валерия Титова/Cosmoscow
Cтенд галереи Artwin.
Фото: Валерия Титова/Cosmoscow

По данным организаторов ярмарки, вернисаж Cosmoscow в четверг вечером посетило более 4 тыс. человек, и, действительно, уже к восьми вечера на некоторых стендах было буквально не протолкнуться, хотя и была попытка несколько разделить потоки: часть гостей была звана к шести вечера («коллекционеры»), другая — к восьми («арт-профессионалы»). Особенно оживленно было на стенде галереи Марианы и Мадины Гоговых Artwin, где был представлен специально созданный для ярмарки проект-коллаборация Евгения Гранильщикова и Алисы Йоффе. Такой ажиотаж можно объяснить тем, что специальное жюри ярмарки в составе Андрея Егорова (заведующий научным отделом Mосковского музея современного искусства), Екатерины Иноземцевой (куратор международных программ Музея современного искусства «Гараж»), Николауса Шафхаузена (немецкий куратор, режиссер, автор и редактор многочисленных публикаций о современном искусстве) и Риты Янссен (патрон цюрихского Кунстхалле) выбрало Artwin Gallery «лучшим стендом Cosmoscow 2019». 

Раздача призов происходила несколькими часами ранее на пресс-конференции по случаю открытия ярмарки. Обладателем премии Credit Suisse и Cosmoscow для молодых художников, вручаемой в четвертый раз, стал российский художник Игорь Самолет. Победитель получит грант, менторскую поддержку экспертов, а также возможность принять участие в арт-резиденции культурного центра PROGR в Берне, Швейцария (благодаря новому партнерству с представительством Швейцарского совета по культуре «Про Гельвеция» в Москве продолжительность арт-резиденции для лауреата увеличивается с одного месяца до трех).

Работа группы «МишМаш» в интерьере ярмарки. Фото: Валерия Титова/Cosmoscow
Работа группы «МишМаш» в интерьере ярмарки.
Фото: Валерия Титова/Cosmoscow

«Художником года» на этот раз стал дуэт «МишМаш», который специально для Cosmoscow подготовил «тотальную микроспективу» своего творчества — в самых разных частях ярмарки можно неожиданно обнаружить небольшие гипсовые фигурки, которые предлагают посетителям поиграть в прятки и принять участие в своеобразном квесте по экспозиции. «В любой трещине и разломе, в любой щели и зазоре, в любом несоответствии, благодаря которому мы можем смотреть глубже наличествующей поверхности и видеть суть вещей, присутствует „МишМаш“», — поясняют авторы спецпроекта. 

Проект «ГУМ-Red-Line». Фото: Валерия Титова/Cosmoscow
Проект «ГУМ-Red-Line».
Фото: Валерия Титова/Cosmoscow

Среди множества специальных проектов Cosmoscow (искусство буквально повсюду) — выставка «Белое солнце», подготовленная в рамках партнерства с посольством Государства Катар в РФ и компанией Qatar Airways, — звуковая инсталляция Soundwalk Collective, посвященная поющим пескам пустыни, и работы фотографов Генри Даллала, Влада Локтева, Михаила Розанова и Данилы Ткаченко. Проект галереи «ГУМ-Red-Line» «Философия общего дела» придуман художником Гошей Острецовым: на протяжении первых трех дней работы ярмарки художники будут создавать гигантское коллективное произведение на огромном 140-метровом холсте, натянутом на конструкции в виде простенького лабиринта. Говорят, что потом холст разрежут на части и продадут на благотворительном аукционе. В создании коллективного произведения принимают участие Владимир Дубосарский, Алиса Йоффе, Ирина Корина, Павел Пепперштейн и другие художники. 

Стано Филко. ALTRUISTADSEIQ 5. 4.3.D. (EGO Balloon). 2005. Galerie Emanuel Layr, Vienna/Rome, Linea Collection, Bratislava. Фото: Валерия Титова/Cosmoscow
Стано Филко. ALTRUISTADSEIQ 5. 4.3.D. (EGO Balloon). 2005. Galerie Emanuel Layr, Vienna/Rome, Linea Collection, Bratislava.
Фото: Валерия Титова/Cosmoscow

Что касается основной части ярмарки (все-таки суть происходящего — продажа искусства), то в этом году особенно хорошо ощущается международный статус Cosmoscow, который и делает ее уникальной. Ведь с этого года это не единственная ярмарка современного искусства в Москве, в мае в том же Гостином Дворе дебютировала DA!Moscow — детище галериста и аукциониста Владимира Овчаренко. Он, кстати, вчера одновременно с превью для коллекционеров ярмарки-конкурента (а когда-то Овчаренко был среди основателей, а потом постоянным участником Cosmoscow) открывал предаукционной выставкой Vladey новое пространство в Гостином Дворе — два этажа вскоре станут еще одной площадкой для современного искусства.

Работы немецкого скульптора Стефана Балкенхола у Forsblom. Фото: Валерия Титова/Cosmoscow
Работы немецкого скульптора Стефана Балкенхола у Forsblom.
Фото: Валерия Титова/Cosmoscow

Иностранцев среди участников Cosmoscow в этом году действительно много, в том числе есть весьма статусные западные галереи, которые привезли настоящих звезд мирового искусства. Например, итальянская галерея Giorgio Persano представляет работы самого Микеланджело Пистолетто (зеркала с наклеенными на них фигурами — пожалуй, самый фотографируемый объект на ярмарке, так как идеально подходит для селфи). Именно работа Пистолетто — самая дорогая на ярмарке, она оценивается в €500 тыс. Произведения скульптора Стефана Балкенхола на стенде финской Galerie Forsblom обойдутся значительно дешевле, от €52 тыс. за небольшую скульптуру до €120 тыс. за огромное деревянное панно. А вот французская galerie frank elbaz привезла, в числе прочего, графику Дмитрия Пригова по ценам «мало не покажется»: небольшие рисунки по €15–20 тыс. (в том числе потрясающий «Бестиарий»), а большая графическая работа — €150 тыс. Разумеется, дорогие работы есть и в российских галереях — например, скульптура Эрнста Неизвестного в галерее «Веллум» ($50 тыс.). Достаточно дорогое российское и западное искусство традиционно предлагает Askeri Gallery, причем владелице галереи Полине Аскери-Белоцерковской удается успешно продавать работы по этим ценам: так, скульптуры Даниэля Закх оцениваются в диапазоне от $15 тыс. до $20 тыс. и одна из скульптур уже продана, проданы две работы Ромена Фроке (от €2,5 тыс. за графику до €13 тыс. за живопись) и даже по инсталляции южнокорейского художника Кван Йонг Чана (€110 тыс.) идут переговоры о продаже. Кстати, о продажах рассказала и Елена Селина: еще вчера у нее была продана одна из фотографий Владислава Мамышева-Монро (он в образе Путина), остальные были пока доступны — по €4,5 тыс. 

Работы Вовы Перкина на стенде галереи ART4. Фото: Валерия Титова/Cosmoscow
Работы Вовы Перкина на стенде галереи ART4.
Фото: Валерия Титова/Cosmoscow

Но все-таки тренд ярмарки Cosmoscow в этом году — разнообразие и обилие так называемого доступного искусства, причем очень симпатичного (графика, работы молодых художников, тиражные произведения и даже арт-сувенирка), по самым демократичным ценам. Для примера — монохромные акварели Николая Алексеева в галерее Х.Л.А.М. (от €400), рисунки тушью Ивана Языкова в галерее «Роза Азора» (от €500), принты Ольги Кройтор и Хаима Сокола в Shaltai Editions (от €800), «Макабры» — серия на дереве Гоши Острецова в NK Gallery (от €1 тыс., но кое-что уже продано), и, наконец, забавные свитера с принтами Алины Глазун в ArtTube Editions (32 тыс. руб.). Спешите видеть и покупать! 

В этом году партнёром Cosmoscow стала ювелирная компания Mercury. Во время ярмарки Mercury представили украшения из коллекции Classic, Flower и Color с уникальными драгоценными камнями.

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+