18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

У реставраторов наболело

Специалисты в области сохранения объектов культурного наследия обратились к советнику президента РФ по культуре Владимиру Толстому и министру культуры Ольге Любимовой с открытым письмом о катастрофическом положении в отрасли

В письме состояние реставрационной отрасли названо «кризисным», а сама отрасль — «по сути, разрушенной в результате законодательных и структурных изменений».

Одним из результатов сложившейся ситуации, пишут реставраторы, является подмена понятия «научная реставрация» термином «ремонтно-реставрационные работы», искажающим суть и цели реставрационной деятельности. Приоритетом при работе с памятниками стало получение экономической выгоды, а не сохранение их подлинного облика и материальной структуры.

Специалисты также указывают на проблему вымывания профессиональных кадров и падение уровня мастерства, уничтожение архивов и разрушение нормативной базы реставрации. Система выбора поставщика услуг (согласно закону 2013 года) в сфере сохранения объектов культурного наследия показала свою неэффективность, а в некоторых случаях стала причиной нанесения вреда памятникам, отмечают авторы письма. Дело в том, что важнейшие из условий конкурсных торгов — понижение стоимости работ и сокращение их сроков, а не качество выполнения. При таких условиях победителями конкурсов зачастую становятся организации, в составе которых нет достаточно профессиональных узкопрофильных специалистов, а в работе используются непроверенные материалы.

Серьезную обеспокоенность вызывает наметившееся в последние два года перераспределение полномочий между федеральными органами исполнительной власти. Несмотря на то что в структуру Министерства культуры РФ входят два специальных департамента (департамент музеев и департамент охраны культурного наследия), ответственность по обсуждению проблем и решению вопросов, связанных с сохранением памятников истории и культуры, а также с реставрационной деятельностью, взяло на себя Министерство строительства РФ. Все это губительно сказывается на состоянии памятников и даже может привести к их утрате.

«Ситуация, увы, приобретает характер катастрофы» — так завершается письмо, которое подписали почти 300 специалистов по сохранению культурного наследия, среди которых архитекторы и художники-реставраторы, сотрудники крупнейших музеев России (ГМИИ им. А.С.Пушкина, Исторического музея, Музеев Московского Кремля, Музея им. Андрея Рублева, Русского музея, Третьяковской галереи, региональных музеев) и ведущих профессиональных организаций — Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И.Э.Грабаря, Государственного научно-исследовательского института реставрации, Межобластного научно-реставрационного художественного управления.

Полностью текст письма, в котором не только перечислены проблемы, но и предложены пути их решения, опубликован на сайте «Хранители наследия».

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
4
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+