18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

У реставраторов наболело

Специалисты в области сохранения объектов культурного наследия обратились к советнику президента РФ по культуре Владимиру Толстому и министру культуры Ольге Любимовой с открытым письмом о катастрофическом положении в отрасли

В письме состояние реставрационной отрасли названо «кризисным», а сама отрасль — «по сути, разрушенной в результате законодательных и структурных изменений».

Одним из результатов сложившейся ситуации, пишут реставраторы, является подмена понятия «научная реставрация» термином «ремонтно-реставрационные работы», искажающим суть и цели реставрационной деятельности. Приоритетом при работе с памятниками стало получение экономической выгоды, а не сохранение их подлинного облика и материальной структуры.

Специалисты также указывают на проблему вымывания профессиональных кадров и падение уровня мастерства, уничтожение архивов и разрушение нормативной базы реставрации. Система выбора поставщика услуг (согласно закону 2013 года) в сфере сохранения объектов культурного наследия показала свою неэффективность, а в некоторых случаях стала причиной нанесения вреда памятникам, отмечают авторы письма. Дело в том, что важнейшие из условий конкурсных торгов — понижение стоимости работ и сокращение их сроков, а не качество выполнения. При таких условиях победителями конкурсов зачастую становятся организации, в составе которых нет достаточно профессиональных узкопрофильных специалистов, а в работе используются непроверенные материалы.

Серьезную обеспокоенность вызывает наметившееся в последние два года перераспределение полномочий между федеральными органами исполнительной власти. Несмотря на то что в структуру Министерства культуры РФ входят два специальных департамента (департамент музеев и департамент охраны культурного наследия), ответственность по обсуждению проблем и решению вопросов, связанных с сохранением памятников истории и культуры, а также с реставрационной деятельностью, взяло на себя Министерство строительства РФ. Все это губительно сказывается на состоянии памятников и даже может привести к их утрате.

«Ситуация, увы, приобретает характер катастрофы» — так завершается письмо, которое подписали почти 300 специалистов по сохранению культурного наследия, среди которых архитекторы и художники-реставраторы, сотрудники крупнейших музеев России (ГМИИ им. А.С.Пушкина, Исторического музея, Музеев Московского Кремля, Музея им. Андрея Рублева, Русского музея, Третьяковской галереи, региональных музеев) и ведущих профессиональных организаций — Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И.Э.Грабаря, Государственного научно-исследовательского института реставрации, Межобластного научно-реставрационного художественного управления.

Полностью текст письма, в котором не только перечислены проблемы, но и предложены пути их решения, опубликован на сайте «Хранители наследия».

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+