Музей Зигмунда Фрейда в Вене открылся после реконструкции

Посетители впервые смогут побывать в квартире, где жила семья Фрейда, а также увидеть посвященную психоанализу экспозицию и коллекцию концептуального искусства

Зигмунд Фрейд. 1921. Фото: Max Halberstadt / Sigmund Freud Museum
Зигмунд Фрейд. 1921.
Фото: Max Halberstadt / Sigmund Freud Museum

Музей Зигмунда Фрейда (1856–1939) в Вене, расположенный в жилом доме 1890 года, где ученый жил и работал на протяжении почти полувека, вновь открылся после €4-миллионной реконструкции.

По словам директора музея Моники Песслер, дом по адресу Берггассе, 19 в то же время служит «напоминанием о самых мрачных днях в истории», поскольку семье Фрейда пришлось спешно покинуть его, спасаясь от нацистского режима в июне 1938 года. Их личные вещи, в том числе знаменитая кушетка, на которой лежали пациенты во время сеансов психоанализа, были отправлены следом за ними в Лондон, где хранятся по сей день в доме-музее Фрейда в районе Хэмпстед. Песслер, руководящая венским музеем, в экспозиции которого практически нет оригинальных объектов, называет себя «королевой без владений».

Экспозиция выставки «Скрытые мысли визуального характера». Фото: Oliver Ottenschlaeger/Sigmund Freud Museum
Экспозиция выставки «Скрытые мысли визуального характера».
Фото: Oliver Ottenschlaeger/Sigmund Freud Museum

Тем не менее, по ее словам, именно это «присутствие отсутствия» играет ключевую роль в концепции музея. Хотя интерьер приемной у входа в кабинет Фрейда воссоздан с помощью оригинальной меблировки, переданной в дар музею дочерью психиатра Анной в 1970-е годы, место, где стояла кушетка, остается пустым. Благодаря реконструкции под руководством Германа Чеха, Вальтера Ангонезе и бюро Artec Architects, посетители впервые получили доступ к расположенной в мезонине квартире Фрейдов. Помещениям частично вернули оригинальный вид, в том числе сняв поздние слои краски со стен кабинета Фрейда и раскрыв его любимый темно-красный цвет.

Постоянную экспозицию увеличили вдвое, а разделы, посвященные теории психоанализа и жизни семьи, обновили. Поднимаясь по новой лестнице, посетители знакомятся с историей дома через отрывки из дневников Фрейда, не публиковавшихся при его жизни, в которых он пишет о Первой мировой войне, о смерти своей дочери Софи от испанского гриппа в 1920 году и об аннексии Австрии нацистами в 1938-м. Зал, примыкающий к отремонтированному фойе, посвящен четырем сестрам Фрейда, убитым в нацистских концентрационных лагерях. Холокост пережил только его брат.

Фойе музея: билетная касса, магазин и кафе. Фото: qucumber.at/Sigmund Freud Museum
Фойе музея: билетная касса, магазин и кафе.
Фото: qucumber.at/Sigmund Freud Museum

На нижнем этаже, где Фрейд написал «Толкование сновидений» (1899) и начал принимать первых пациентов, к которым применял «лечение разговором», до недавнего времени находились административные помещения. Теперь здесь оборудовали экспозиционные залы, в них выставлена коллекция концептуального искусства, собранная в 1990-е годы художником Джозефом Кошутом. Песслер говорит, что задумала эту экспозицию под названием «Скрытые мысли визуального характера» как «антитезу белому кубу», в которой произведения искусства отсылают к различным психоаналитическим темам. В их числе металлическая кушетка Франца Веста и неоновая инсталляция Пьера Паоло Кальцолари со словом “avido”, которое в переводе с итальянского означает «жадный, алчный».

В витрине на фасаде здания, которая раньше была единственным элементом музея, отведенным под экспонирование искусства, расположилась новая инсталляция Роберта Лонго, изображающая обрушивающуюся штормовую волну. По словам Песслер, этот образ обрел новое значение в свете вызванного коронавирусом кризиса. Она уверена, что, хотя финансовый кризис будет «иметь тяжелые последствия для всех культурных институций», хуже всего это время отразится на музеях, которые находятся на завершающих этапах кампаний по сбору средств на различные проекты.

Экспозиция выставки «Скрытые мысли визуального характера». Фото: Oliver Ottenschlaeger/Sigmund Freud Museum
Экспозиция выставки «Скрытые мысли визуального характера».
Фото: Oliver Ottenschlaeger/Sigmund Freud Museum

До реконструкции Музей Зигмунда Фрейда ежегодно посещало 110 тыс. человек, 90% из которых составляли туристы. Благодаря работам, осуществленным при финансовой поддержке муниципалитета Вены, федерального правительства Австрии и частных спонсоров, в институции появились новые элементы инфраструктуры, в том числе зал для мероприятий, магазин и кафе, которые должны были помочь увеличить число посетителей. Однако теперь ожидается, что после открытия посещаемость составит лишь 20% от прежнего уровня, поэтому в музее намерены сосредоточиться на программе, ориентированной на местную аудиторию. Впрочем, Песслер надеется, что в будущем они вновь смогут принимать гостей со всего света.

Она уверена, что в нынешние беспокойные и тревожные времена публика как никогда нуждается в человеческом контакте. «Возможность постоять в пустом кабинете, где люди лежали на кушетке и делились своими тревогами с Фрейдом, значит очень много. Это чувствуется, и этот непосредственный опыт дает гораздо больше информации».

Самое читаемое:
1
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
2
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
3
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
4
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
5
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
6
Искусствовед Сергей Соловьев скоропостижно скончался в Москве
Церемония прощания и отпевание пройдут 4 ноября в храме Большого Вознесения у Никитских Ворот. Прощание и похороны состоятся на родине Сергея Соловьева, в городе Иваново
03.11.2022
Искусствовед Сергей Соловьев скоропостижно скончался в Москве
7
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Во Франции после продолжительной болезни скончалась Лиана Шелия-Рогинская (1951–2022), вдова художника Михаила Рогинского, много сделавшая для его признания
23.11.2022
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+