18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Восстановлен портрет китайской императрицы

Картина, заказанная американской художнице в 1903 году, возвращается в Смитсоновский институт.

В Смитсоновском институте завершилась трехлетняя реставрация портрета вдовствующей императрицы Цыси (1835–1908), заказанного китайской правительницей американской художнице Катарине Карл. Более полувека назад картина была выдана на выставку в Национальный музей истории в Тайбэе, и лишь сейчас Смитсоновский институт решил вернуть ее в США для реставрации.

До 1903 года, когда был написан портрет, не существовало фотографий или других изображений вдовствующей императрицы, потому что обычно портреты китайских правителей делали лишь посмертно. Цыси порвала с традицией для того, чтобы завоевать международную поддержку своему режиму, предлагая иностранцам привлекательное изображение главы китайского государства. «Поскольку ранее никто не знал, как выглядит императрица, газеты изображали ее в образе ведьмы или женщины-дракона», — рассказывает глава архивов Галерей Фрира и Саклера Дэвид Хогг, выступивший инициатором возвращения картины в США.

Однако идея создания портрета исходила не от Цыси, а от Сары Пайк Конджер, жены американского посла в Китае, которая в 1903 году убедила ее позировать для портрета. Художница Катарина Карл провела в Запретном городе девять месяцев и позже рассказала о жизни в Китае и общении с императри- цей в книге, ставшей бестселлером. Хотя она описывает свои отношения с вдовствующей императрицей как близкие, фрейлина Цыси Дер Линг в собственной книге рисует совершенно иную картину. Она написала, что Катарина раздражала Цыси, и та часто пыталась избежать общения с ней и даже просила Дер Линг нарядиться подобающим образом и заменить ее при позировании. Впрочем, и для самой художницы Катарины Карл этот заказ не был легким. Портрет создавался в цейтноте: работа должна была быть закончена к началу Всемирной выставки 1904 года в Сент-Луисе в штате Миссури. Кроме того, Карл было сложно придерживаться правил китайской эстетики, которая сильно отличалась от ее французской академической выучки. «Там есть некоторое обозначение пространственной глубины, но в целом все характеризуется уплощенно», — говорит Кит Уилсон, хранитель отдела древнего китайского искусства в музее.

Переговоры о возвращении картины в США начались больше трех лет назад. После нескольких месяцев дискуссий Грейс Ян, помощник реставратора китайской живописи в отделе реставрации и научных исследований Смитсоновского института, в 2011 году отправилась на Тайвань, чтобы лично контролировать демонтаж картины высотой более 5 м и весом 500 кг. Разобрать оригинальную раму, которая, как полагают, была спроектирована самой императрицей, оказалось большой проблемой. Трудности на этом не кончились: позже картину задержали на таможне, потому что тайваньский чиновник, осматривавший ящики, решил, что должные формальности для вывоза работы из страны не были соблюдены. Состояние картины до реставрации оставляло желать лучшего: имелись прорывы и утраты красочного слоя, однако Цзясунь Цанг, старший реставратор живописи Института реставрации Смитсоновско го музея, была полна решимости восстановить портрет. «Большая часть красочных потерь была на лице. В некоторых случаях красочный слой был полностью утрачен», — говорит она. Реставратор считает, что причина этих утрат двойная: Карл пришлось изменить какие-то детали, чтобы достигнуть желаемого эстетического воздействия, но при этом у нее не было времени ждать, чтобы масляная краска высохла, а кроме того, сказались более ранние попытки реставраторов осветлить лицо императрицы. Картина была очищена, укреплена и заново покрыта лаком. Как говорит Кит Уилсон, приоритетом в их работе было сделать произведение пригодным для «выездов». «С самого начала мы помогали восстановить главный китайский портрет, окутанный аурой международной значимости, — говорит он. — Мы были уверены, что у него начнется собственная жизнь в новом Китае».

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+