18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Восстановлен портрет китайской императрицы

Картина, заказанная американской художнице в 1903 году, возвращается в Смитсоновский институт.

В Смитсоновском институте завершилась трехлетняя реставрация портрета вдовствующей императрицы Цыси (1835–1908), заказанного китайской правительницей американской художнице Катарине Карл. Более полувека назад картина была выдана на выставку в Национальный музей истории в Тайбэе, и лишь сейчас Смитсоновский институт решил вернуть ее в США для реставрации.

До 1903 года, когда был написан портрет, не существовало фотографий или других изображений вдовствующей императрицы, потому что обычно портреты китайских правителей делали лишь посмертно. Цыси порвала с традицией для того, чтобы завоевать международную поддержку своему режиму, предлагая иностранцам привлекательное изображение главы китайского государства. «Поскольку ранее никто не знал, как выглядит императрица, газеты изображали ее в образе ведьмы или женщины-дракона», — рассказывает глава архивов Галерей Фрира и Саклера Дэвид Хогг, выступивший инициатором возвращения картины в США.

Однако идея создания портрета исходила не от Цыси, а от Сары Пайк Конджер, жены американского посла в Китае, которая в 1903 году убедила ее позировать для портрета. Художница Катарина Карл провела в Запретном городе девять месяцев и позже рассказала о жизни в Китае и общении с императри- цей в книге, ставшей бестселлером. Хотя она описывает свои отношения с вдовствующей императрицей как близкие, фрейлина Цыси Дер Линг в собственной книге рисует совершенно иную картину. Она написала, что Катарина раздражала Цыси, и та часто пыталась избежать общения с ней и даже просила Дер Линг нарядиться подобающим образом и заменить ее при позировании. Впрочем, и для самой художницы Катарины Карл этот заказ не был легким. Портрет создавался в цейтноте: работа должна была быть закончена к началу Всемирной выставки 1904 года в Сент-Луисе в штате Миссури. Кроме того, Карл было сложно придерживаться правил китайской эстетики, которая сильно отличалась от ее французской академической выучки. «Там есть некоторое обозначение пространственной глубины, но в целом все характеризуется уплощенно», — говорит Кит Уилсон, хранитель отдела древнего китайского искусства в музее.

Переговоры о возвращении картины в США начались больше трех лет назад. После нескольких месяцев дискуссий Грейс Ян, помощник реставратора китайской живописи в отделе реставрации и научных исследований Смитсоновского института, в 2011 году отправилась на Тайвань, чтобы лично контролировать демонтаж картины высотой более 5 м и весом 500 кг. Разобрать оригинальную раму, которая, как полагают, была спроектирована самой императрицей, оказалось большой проблемой. Трудности на этом не кончились: позже картину задержали на таможне, потому что тайваньский чиновник, осматривавший ящики, решил, что должные формальности для вывоза работы из страны не были соблюдены. Состояние картины до реставрации оставляло желать лучшего: имелись прорывы и утраты красочного слоя, однако Цзясунь Цанг, старший реставратор живописи Института реставрации Смитсоновско го музея, была полна решимости восстановить портрет. «Большая часть красочных потерь была на лице. В некоторых случаях красочный слой был полностью утрачен», — говорит она. Реставратор считает, что причина этих утрат двойная: Карл пришлось изменить какие-то детали, чтобы достигнуть желаемого эстетического воздействия, но при этом у нее не было времени ждать, чтобы масляная краска высохла, а кроме того, сказались более ранние попытки реставраторов осветлить лицо императрицы. Картина была очищена, укреплена и заново покрыта лаком. Как говорит Кит Уилсон, приоритетом в их работе было сделать произведение пригодным для «выездов». «С самого начала мы помогали восстановить главный китайский портрет, окутанный аурой международной значимости, — говорит он. — Мы были уверены, что у него начнется собственная жизнь в новом Китае».

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+