18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Найденных авангардистов покажут в Ельцин Центре

Выставка произведений авангарда, забытых почти на век и обнаруженных исследователем русского авангарда Андреем Сарабьяновым, открывается в Екатеринбурге 18 сентября

На екатеринбургской выставке «Авангард. На телеге в ХХI век», которая откроется в Ельцин Центре 18 сентября, представлен удивительный, в чем-то даже сенсационный пласт русского искусства. Как рассказал нашему изданию искусствовед Андрей Сарабьянов, выступающий одним из кураторов экспозиции, это работы, которые в 1921 году отправились на выставочные гастроли по Вятской губернии, из-за непогоды застряли в маленьком городке и были позабыты почти на столетие. Сарабьянов и его сокуратор Анна Шакина, директор Вятского художественного музея им. Васнецовых, обнаружили их в музейных фондах несколько лет назад.

На выставке в Ельцин Центре, организованной совместно с «Энциклопедией русского авангарда», собрано почти полторы сотни произведений кисти 51 художника из Вятского художественного музея и краеведческих музеев Слободского и Яранска.

Наибольший интерес представляют работы из Яранского краеведческого музея. Это произведения Василия Кандинского, Варвары Степановой, Николая Фешина и многих других видных мастеров первых десятилетий ХХ века. Именно они оставались неизвестными отечественным исследователям в течение долгого времени.

Это остатки Третьей передвижной выставки, организованной районным отделом Главмузея города Советска Вятской губернии (Кировской области) в октябре 1921 года. Исходно в ней участвовало 322 произведения, привезенных из Вятки, Казани, Москвы и Петрограда. По замыслу устроителей, картины должны были проехать по семи городам губернии, однако после того, как работы привезли на телегах по разбитым дорогам в Яранск, выставка застряла там навечно, а экспонаты разошлись по разным собраниям. Основная часть оказалась в фондах местного музея, откуда 77 работ в 1965 году были переданы в Вятский художественный музей. Эта группа экспонатов также будет представлена на выставке в Ельцин Центре, но, поскольку картины находились в крупном городе, историкам авангарда они были хорошо известны, в отличие от яранских находок, ставших абсолютным сюрпризом.

Проект «Авангард. На телеге в ХХI век» представляет собой попытку воссоздать эту советскую Третью передвижную выставку, а также две предыдущие, организованные Главмузеем. Среди представленных авторов — Варвара Бубнова, Борис Григорьев, Василий Кандинский, Иван Клюн, Елизавета Кругликова, Илья Машков, Любовь Попова, Александр Родченко, Ольга Розанова, Варвара Степанова и многие другие.

Экспозиция дополнена хорошо известной коллекцией авангарда из Слободского — в этом городе Кировской области в ранние советские годы оказалось собрание с работами Любови Поповой, Ольги Розановой, Александры Экстер. В 1919 году их привез художник Сергей Луппов для создания местного музея художественной культуры.

Арт-галерея Ельцин Центра, Екатеринбург
Авангард. На телеге в ХХI век
С 18 сентября 2020 по 10 января 2021

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+