18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Найденных авангардистов покажут в Ельцин Центре

Выставка произведений авангарда, забытых почти на век и обнаруженных исследователем русского авангарда Андреем Сарабьяновым, открывается в Екатеринбурге 18 сентября

На екатеринбургской выставке «Авангард. На телеге в ХХI век», которая откроется в Ельцин Центре 18 сентября, представлен удивительный, в чем-то даже сенсационный пласт русского искусства. Как рассказал нашему изданию искусствовед Андрей Сарабьянов, выступающий одним из кураторов экспозиции, это работы, которые в 1921 году отправились на выставочные гастроли по Вятской губернии, из-за непогоды застряли в маленьком городке и были позабыты почти на столетие. Сарабьянов и его сокуратор Анна Шакина, директор Вятского художественного музея им. Васнецовых, обнаружили их в музейных фондах несколько лет назад.

На выставке в Ельцин Центре, организованной совместно с «Энциклопедией русского авангарда», собрано почти полторы сотни произведений кисти 51 художника из Вятского художественного музея и краеведческих музеев Слободского и Яранска.

Наибольший интерес представляют работы из Яранского краеведческого музея. Это произведения Василия Кандинского, Варвары Степановой, Николая Фешина и многих других видных мастеров первых десятилетий ХХ века. Именно они оставались неизвестными отечественным исследователям в течение долгого времени.

Это остатки Третьей передвижной выставки, организованной районным отделом Главмузея города Советска Вятской губернии (Кировской области) в октябре 1921 года. Исходно в ней участвовало 322 произведения, привезенных из Вятки, Казани, Москвы и Петрограда. По замыслу устроителей, картины должны были проехать по семи городам губернии, однако после того, как работы привезли на телегах по разбитым дорогам в Яранск, выставка застряла там навечно, а экспонаты разошлись по разным собраниям. Основная часть оказалась в фондах местного музея, откуда 77 работ в 1965 году были переданы в Вятский художественный музей. Эта группа экспонатов также будет представлена на выставке в Ельцин Центре, но, поскольку картины находились в крупном городе, историкам авангарда они были хорошо известны, в отличие от яранских находок, ставших абсолютным сюрпризом.

Проект «Авангард. На телеге в ХХI век» представляет собой попытку воссоздать эту советскую Третью передвижную выставку, а также две предыдущие, организованные Главмузеем. Среди представленных авторов — Варвара Бубнова, Борис Григорьев, Василий Кандинский, Иван Клюн, Елизавета Кругликова, Илья Машков, Любовь Попова, Александр Родченко, Ольга Розанова, Варвара Степанова и многие другие.

Экспозиция дополнена хорошо известной коллекцией авангарда из Слободского — в этом городе Кировской области в ранние советские годы оказалось собрание с работами Любови Поповой, Ольги Розановой, Александры Экстер. В 1919 году их привез художник Сергей Луппов для создания местного музея художественной культуры.

Арт-галерея Ельцин Центра, Екатеринбург
Авангард. На телеге в ХХI век
С 18 сентября 2020 по 10 января 2021

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+