18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Цвет, рождающий музыку времени

№83
Материал из газеты

Книга Ричарда Верди, увенчавшая полвека исследований о Пуссене, концентрируется на палитре художника и особенностях его работы с формой. Автор, в частности, категорически отвергает версию о том, что его герой был посредственным колористом

Монография Ричарда Верди, ведущего специалиста по творчеству Никола Пуссена (1594–1665), выделяется оригинальным методом, и прежде всего формальным подходом в русле великой традиции Алоиза Ригля и Генриха Вёльфлина. Проницательный анализ композиций Пуссена основан на визуальных параллелях между разными картинами, представленными на одной странице или на развороте — фирменный признак книг издательства Reaktion Books.

Книга начинается с краткой биографии художника, охватывающей основные периоды его жизни. Вторая глава посвящена творческому процессу автора, изучению его подготовительных рисунков. В третьей главе сравниваются варианты одного и того же сюжета, изображенного живописцем в разные годы. Но самый впечатляющий раздел, который включает в себя сразу три главы, фокусируется на использовании Пуссеном цвета. Здесь Верди в подробностях анализирует оригинальную манеру художника. Тот ограничивал цветовую палитру, отдаляя ее от реальности и используя для достижения квазимузыкальной гармонии формы. Автор объясняет, что Пуссен обращался к чистым тонам и основным спектральным цветам, чтобы выделить элементы, формирующие сюжет. Он прибегал к мощному воздействию цвета на человеческий разум и нацеливал внимание зрителя в желаемом направлении.

В восьмой главе Верди углубляет анализ, показывая, что цвет у Пуссена тесно связан со смыслом и относительной важностью каждого персонажа; одновременно цвет придает эмоцию и поэтический смысл любой его работе. В итоге автор полностью отрицает распространенное мнение о том, что Пуссен будто бы был посредственным колористом. Две последующие главы посвящены пейзажу, очень важной области в исследованиях о Пуссене со времен Уильяма Хэзлитта. В нее Верди тоже вносит блестящий вклад, несмотря на некоторые разочарования. В частности, он видит в своем герое «прирожденного классициста», упускает из виду его ранние романтические картины с их чувственностью и свободой.

Затем Верди рассматривает Пуссена в контексте его времени, среди ведущих художников. Он отмечает важность для него фигур Аннибале Карраччи и Доменикино, а также неприятие им творчества Караваджо (что, пожалуй, преувеличено). Также автор сравнивает его с Рубенсом, который в последней трети XVII века, после смерти обоих художников, считался полной противоположностью Пуссена, — это был период спора о том, что важнее в живописи, цвет или рисунок. Верди подчеркивает глубинную связь формы в картинах Рубенса и Пуссена несмотря на то, что они кажутся столь разными. А две последние главы посвящены широкому обзору темы «Пуссен и будущие поколения». Линия прослеживается автором вплоть до Делакруа, Сезанна и Пикассо.

Это одна из самых значительных монографий о Пуссене со времен работы Энтони Бланта 1967 года. От утонченной прозы Верди получаешь наслаждение. Она поможет новому поколению открыть для себя Пуссена. Кто сумеет сделать первый шаг, навсегда будет очарован художественным миром этого человека, которого Верди справедливо считает величайшим живописцем Франции.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
6
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
7
Новым попечителем Музея русского импрессионизма стал Владимир Воронин
Музей русского импрессионизма, ранее находившийся под патронажем своего основателя Бориса Минца, объявил о смене партнера-попечителя. Новым попечителем станет предприниматель, акционер ГК ФСК Владимир Воронин
15.02.2024
Новым попечителем Музея русского импрессионизма стал Владимир Воронин
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+