18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

«Гараж» сохранит историю художественного андерграунда

Там открывается первая в России неподцензурная библиотека по современному искусству.

Первая в России публичная библиотека, посвященная современному искусству, в том числе неофициальному искусству советской эпохи, должна в декабре открыться в Музее современно го искусства «Гараж» в Москве. Ученым и студентам предоставят доступ к истории, которая в течение десятилетий оставалась скрытой от посторонних глаз: 10 тыс. библиотечных единиц охватывают диапазон от редких книг по российскому авангарду до всех каталогов выставки Documenta и выпусков американского интеллектуального журнала October.

Цель проекта в том, чтобы создать неподцензурный ресурс, посвященный истории современного искусства. «У [российских] студентов нет доступа к этой информации — они работали не с историей, а с легендами», — говорит Саша Обухова, глава научно-исследовательского отдела «Гаража». Музей, основанный коллекционером и покровительницей искусства Дашей Жуковой, также собирает архив документальных материалов, касающихся истории современного искусства в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России с 1950-х годов. Некоторые известные российские галереи, среди которых XL, «Школа» и «Айдан», пожертвовали свои архивы. Музей надеется полностью оцифровать свою коллекцию к 2017 году, и это будет первый подобный ресурс, доступный онлайн.

Архив искусства андерграунда — дело тонкое

Каталоги, неопубликованные тексты, исторические фотографии, видеозаписи и слайды дают возможность прикоснуться к альтернативной истории искусства России. До распада Советского Союза в 1991 году большинство художников, не принявших одобренный государством советский реалистический стиль, были вынуждены работать в подполье. «В течение 70 лет люди разрушали свои собственные истории, — говорит Кейт Фаул, главный хранитель «Гаража». — Вы должны были избавиться от них, чтобы жить дальше без неприятностей. Сейчас мы впервые можем рассказать правду о том времени». Среди драгоценностей архива — документация самых первых выставок нонконформистского искусства в России.

Библиотека и архив, у которых есть объединенный годовой бюджет в $500 тыс.,должны играть важную роль в программе музея. В новом здании «Гаража», которое будет построено по проекту Рема Колхаса в Парке культуры и отдыха им. Горького в следующем году, для выставок, посвященных материалам архива, планируется постоянная галерея. В прошлом году архив способствовал проведению Реконструкции — большой выставки в двух частях, рассказывавшей о художественной жизни Москвы в 1990–2000 годах.

В «Гараже» признают, что их проект несет определенные риски в свете последних законов о цензуре в России. Хотя считается приемлемым показывать материал, связанный с неофициальным искусством 1980-х годов и ранее, «намного труднее иметь дело с искусством с 1990-х до 2010-х, так как художники молодых поколений подвергали критике современные российские власти», объясняет Обухова. «Гараж» ограничит публичный показ этого материала, но музей продолжает собирать его.

Музей также взял интервью у художников разных поколений, в том числе у Никиты Алексеева (род. в 1953) и Анатолия Осмоловского (род. в 1969). В задачу проекта входит монтаж десяти интервью каждые шесть месяцев в течение следующего десятиле тия. «Имея на руках всего несколько документов, напоминающих нам о том, что были такой-то художник или такая-то выставка, мы понимаем, что уже через пять или десять лет очень многое может оказаться полностью забытым», — говорит Обухова.

У архива также есть потенциал, чтобы помочь построить рынок российского нон-конформистского искусства. «Например, кто-то заявляет, что „вот эта картина, которой я владею с 1975 года, была на неофициальной выставке в московской квартире“, и раньше не было никакой возможности доказать это, — говорит Фаул. — Теперь же этот человек может получить фотографию той выставки».

Внимание «Гаража» направлено и на тех художников, активно работавших в 1950–1960-е годы, которые нынче достигли преклонного возраста. Кроме того, их произведения нередко представляют собой проблему для реставраторов. «Эти работы частенько создавались из нестандартных материалов. Временами они буквально были сделаны из мусора, а мусор разлагается, — объясняет Ксения Нурил, научный сотрудник коллекции нонконформистского искусства из Советского Союза Нортона Доджа в Художественном музее Циммерли в Нью-Джерси в США. — «Гараж» сохраняет историю, которая находится на грани исчезновения».

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+