18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Современное искусство 13+ в Музее Москвы

Выставка «Всегда кроме когда нет» — отчет программы «Каскад. Проект как метод» по обучению школьников-подростков современному искусству — работает в Музее Москвы до 15 сентября. Сама программа только что получила премию «Инновация»

«Каскад. Проект как метод» придумали два года назад Лидия Лобанова, директор музейных программ НПК «Криптонит», и Александра Хейфец, руководитель отдела образовательных программ Музея Москвы. Суть начинания заключается в том, чтобы привлечь в область современного искусства подростков от 13 до 17 лет, причем не только как зрителей, то есть потребителей прекрасного, но и как активных деятелей. Миссия у программы несколько шире, чем просто инфицировать «артом» неокрепшие души. Поскольку в основе современного искусства лежит «проект как метод», то, играя в художников, дети получают уроки креативного подхода к работе вообще, «прокачивают» свои навыки в антрепренерстве и предпринимательстве. Обучение идет по дюжине направлений, среди них «искусство действия», «инсталляция», «скульптура и графика» и digital art. Участие в программе Музея Москвы, галерей «Триумф» и Solyanka VPA подняло затею на серьезную профессиональную высоту. Преподают ребятам современные художники (Антонина Баевер, Александр Образумов, Екатерина Порутчик, Ольга Широкоступ и другие) немногим старше самих учеников. Прелесть ситуации — в создании самовдохновляющегося и саморазвивающегося сообщества.

В прошлом году «Каскадом» охватили 180 (!) школьников из Москвы и регионов. В финальной выставке «Всегда кроме когда нет» приняли участие примерно 100 из них.

Очень часто работы — это личные истории (например, на основе дневников), собственные страхи и борьба с ними («Ничего особенного» Евдокии Охотиной) или размышления о символах времени (зеркало за железной решеткой, в котором каждый видит себя в заточении, — произведение Амира Гайнутдинова). Ежедневно по выставке водят экскурсии и подробно объясняют подтексты и ассоциации, «что хотел сказать художник».

Школьники на высоте: инсталляции у них получились не хуже, чем у взрослых.

Работа Яна Вермана «Божьи дети» — 30 розовых пластмассовых безликих пупсов, пришпиленных к стене напротив розового же лампового телевизора. Работа отсылает к визуальным экспериментам панк-рок-группы Destroy All Monsters из Детройта (1973–1985). Это была, как поясняет пресс-релиз, «свирепая визуальность, которая хотела разрушить всех монстров». «Я показываю эмоцию пустоты, но не отрицательной, а пустоты нейтральной, скорее даже положительной. Пустота — это персонаж. Это чистая эмоция, которая может смешаться с чем угодно», — объясняет свою работу юный художник. «„Каскад“… предоставляет право голоса тем, у кого права голоса по большому счету нет», — комментирует Ян участие в проекте.

«Объект у стены» — забетонированная кровать, на простынях которой отпечатался след тела, — многозначный емкий образ, работа Виктора Плескова. «Моя инсталляция, — рассказывает автор, — показывает ощущение, которое испытывал каждый, но не задумывался об этом».

Косвенно проект «Каскад» и его успех сигнализируют о глубоком кризисе привычного художественного образования и неспособности всей системы обновляться. В результате те, кто интересуется именно актуальным искусством, вынуждены получать знания на совершенно других площадках, не в профильных школах и вузах. И второй месседж адресован, как ни странно, современному искусству: уж если школьники могут сегодня забахать более-менее внятную инсталляцию, то от передовиков профессии начинаешь ждать чего-то большего.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+