18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Фильмы для просмотра с подростками

Как блокбастеры и сериалы помогают разбираться в библейских и мифологических сюжетах, к которым во все времена обращались великие художники

Сюжеты множества картин старых мастеров взяты из древнегреческих мифов или Библии, великих литературных произведений Данте и Торквато Тассо, из «Книги о короле Артуре и его доблестных рыцарях Круглого стола», «Декамерона» и так далее. Порой при посещении музея объяснить детям, что за история разворачивается на полотне, сложно. Предлагаем вам список фильмов-экранизаций, которые помогут разбираться в сюжетах, причем все это не документальные фильмы, а игровые. Осторожно! В предыдущие века понятия «18+» не существовало, так что решайте самостоятельно, достигли ли ваши дети нужного возраста, чтобы прикоснуться к кровавой классике, или все-таки стоит вначале посмотреть фильм самому.

Жак-Луи Давид. «Гнев Ахилла». 1819. Фото: Google Art Project
Жак-Луи Давид. «Гнев Ахилла». 1819.
Фото: Google Art Project

Древнегреческая мифология

Фильм «Троя» (2004) с Брэдом Питтом в роли Ахилла и Орландо Блумом в роли Париса по прошествии времени, вы знаете, не кажется таким уж и ужасным. По крайней мере, сложные повороты сюжета «Илиады» он передает и дух захватывает — а для совместных просмотров с подростками это качество важное. Мини-сериал «Одиссея» (1997) с Армандом Ассанте в заглавной роли с точки зрения буквализма следования книге почти идеален. А все потому, что режиссер (Андрей Кончаловский) правильные книжки в детстве читал! Кстати, рейтинг у него PG-13 всего. «Энеиду» не экранизировали практически никогда — если сильно хочется, то можете поискать итальянский сериал 1971 года, но не факт, что оно того стоит.

Зато очень хорош цикл советских мультфильмов Александры Снежко-Блоцкой по мифам Древней Греции: «Возвращение с Олимпа» (1969), «Лабиринт. Подвиги Тесея» (1971), «Аргонавты» (1971), «Персей» (1973), «Прометей» (1974). А вот относительно свежие блокбастеры «Битва титанов» и «Гнев богов» с Сэмом Уортингтоном, «Война богов: бессмертные» и «Геракл» с Дуэйном Джонсоном, ради бога, не трогайте: от греческих мифов там осталось одно название да любование мужской мускулатурой.

Рембрандт. «Даниил и царь Кир у идола Ваала». 1633. Фото: The J. Paul Getty Trust
Рембрандт. «Даниил и царь Кир у идола Ваала». 1633.
Фото: The J. Paul Getty Trust

Ветхий Завет

Толстый том, который состоит примерно из 40 отдельных книг и писался тысячу лет разными авторами, экранизации поддается с трудом, но некоторые попытки достаточно любопытны. В 2013 году вышел мини-сериал «Библия» (режиссеры Криспин Рис и Тони Митчелл), первые пять серий которого драматично, пусть и конспективно, показывают события книг «Бытие», «Исход», истории Иисуса Навина, Самсона, Саула, Давида, Соломона и Даниила. Возрастной рейтинг 12+, то есть о проблемах Лота с дочерьми — ни намека, зато увлекательно показано, как ангел-азиат в Содоме рубится одновременно двумя мечами. Ценность этого кинопроекта в том, что он хоть немного, да освещает Книги Царств, которые очень любили иллюстрировать художники барокко. Еще, правда, есть девятисерийный «Цари и пророки» (2016) про царя Давида и его семейку, но создатели, кажется, слишком увлекались «Игрой престолов», так что сами понимаете (16+).

Полнометражные фильмы историями царей Израиля практически полностью пренебрегают, обычно сосредотачиваясь на биографиях Ноя или Моисея. Последний — самый популярный киноперсонаж Ветхого Завета, фильмов о нем множество, хотя бы «Исход: цари и боги» (2014) режиссера Ридли Скотта с Кристианом Бейлом в главной роли или «Десять заповедей» (1956) с Юлом Бриннером в роли фараона (детей такие красочные старинные голливудские «пеплумы» до сих пор восхищают). А вот «Ноя» (2014) Даррена Аронофски с Расселом Кроу для наших целей не рекомендуем: этот киберпанк разобраться в живописи не поможет.

Питер Блейгель Cтарший. «Обращение Савла». 1567. Фото: Kunsthistorisches Museum
Питер Блейгель Cтарший. «Обращение Савла». 1567.
Фото: Kunsthistorisches Museum

Новый Завет

Историю земной жизни Иисуса Христа экранизируют часто. «Страсти Христовы» (2004) Мела Гибсона для детей, пожалуй, жестковато. А вот «Иисус из Назарета» (1977) Франко Дзеффирелли — вполне в меру. Более современная и подробная, но без столь прекрасных актеров — вторая половина уже упомянутого мини-сериала «Библия» (2013).

Новый Завет — это не только четыре Евангелия, на воскресении Христа эта книга не заканчивается. Экранизаций последующих событий, «Деяний апостолов» и тому подобного, практически нет — а вот в живописи художники уделяли этим святым чрезвычайно много внимания. Двенадцатисерийный проект «Наша эра: продолжение Библии» (2015) показывает отречение апостола Петра, побиение камнями Стефана, обращение апостола Павла на пути в Дамаск... Про первых христианских мучеников детям можно показать яркие техниколоровские голливудские ленты «Бен-Гур» (1959) и «Камо грядеши» (1951). А вот «Бен-Гура» (2016) Тимура Бекмамбетова ругают, хотя скачки на колесницах там тоже классные. Обратите внимание на фильмы «Деяния апостолов» (1969) Роберто Росселини и «Брат Солнце, сестра Луна» (1972) Франко Дзеффирелли про Франциска Ассизского.

Эдмунд Лейтон. «Тристан и Изольда». 1902. Фото: Google Art Project
Эдмунд Лейтон. «Тристан и Изольда». 1902.
Фото: Google Art Project

Легенды о короле Артуре

«Книга о короле Артуре и о его доблестных рыцарях Круглого стола» сэра Томаса Мэлори, написанная в XV веке, а также связанные с ней легенды этого цикла вдохновляли и вдохновляют и прерафаэлитов, и британских кинематографистов. Иногда к ним присоединяются кинематографисты американские — тогда надо быть настороже. Не подведет мюзикл «Камелот» (1967). Хвалят «Экскалибур» (1981) с целым созвездием хороших актеров, от Хелен Миррен до Патрика Стюарта и молодого Лиама Нисона. Еще есть «Первый рыцарь» (1995) с Шоном Коннери и Ричардом Гиром и «Тристан и Изольда» (2006) с совсем юным Джеймсом Франко в роли Тристана и Руфусом Сьюэллом в роли обманутого мужа — не идеально, но для создания впечатления о хитросплетениях сюжета сойдет.

Не канон: «Король Артур» (2004) с Кирой Найтли, «Меч короля Артура» (2017) Гая Ричи и многочисленные сериальчики.

Жан-Оноре Фрагонар. «Рено в садах Армиды». Ок. 1763. Фото: Musée du Louvre
Жан-Оноре Фрагонар. «Рено в садах Армиды». Ок. 1763.
Фото: Musée du Louvre

«Декамерон», «Божественная комедия» и около

Сборник новелл Джованни Боккаччо XIV века породил большое количество произведений искусства — по большей части эпохи Ренессанса и прерафаэлитов. Но тематика рассказов из «Декамерона», особенно тех, которые выбирали для экранизаций, уж больно эротическая. Так что не знаю, что тут рекомендовать к просмотру с детьми — не фильм же Пазолини 1970 года!

С Данте в кино дела обстоят немногим лучше — но тут дело не в скабрезностях, а в сложности структуры. В 1990 году Питер Гринуэй снял четырехсерийный телефильм A TV Dante, но он настолько экспериментальный, что и не каждый взрослый разберется. Впрочем, есть мультфильм 2013 года Dante’s Hell Animated. По графике он слабоват, зато пытается следовать сюжету поэмы и пользуется классическими произведениями искусства, посвященными ей. Еще можно рискнуть и вкусить японско-корейский мультфильм Dante’s Inferno: An Animated Epic (2010).

Много произведений живописи Ренессанса, барокко и даже рококо посвящено персонажам бестселлеров XV–XVI веков «Влюбленный Роланд» Маттео Боярдо, «Неистовый Роланд» Лудовико Ариосто и «Освобожденный Иерусалим» Торквато Тассо. Но на экране нет ничего, почти совсем ничего — в хитросплетениях отношений между Ринальдо, Армидой, Анджеликой, Брадамантой, Руджьером и прочими вымышленными рыцарями придется разбираться самостоятельно, над книжкой. Или окунуться в пугающий мир старинного итальянского кинематографа (самый свежий фильм — «Освобожденный Иерусалим» — снят в 1958 году). Впрочем, тут может помочь просмотр опер на ту же тему с внятным либретто, например «Орландо» Генделя или Гайдна. Телеверсии подобных опер существуют.

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+