18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ради солидарности на «Инновации» наградили всех

Жюри «Инновации», государственной премии в области современного искусства, в этом году приняло беспрецедентное решение: лауреатами стали все номинанты короткого списка

Церемония с неожиданным финалом

Церемония вручения премии состоялась, как и в прошлом году, в нижегородском Арсенале — месте локации Волго-Вятского филиала Государственного центра современного искусства, входящего, напомним, в состав ГМИИ им. А.С.Пушкина. Прошел праздник бодро и без особых эффектов, за что спасибо Андрею Сильвестрову, потому что не время сейчас устраивать эффектное шоу. Гости были разделены на три группы, две находились в помещении, одна — на улице, это обеспечивало дистанцию, предусмотренную карантинными правилами. Церемонию зрители видели на экране, как и все смотрящие ее трансляцию в интернете. Основную часть праздничного действа составляли короткие онлайн-выступления номинантов, их было 66 человек.

В этом году премия присуждалась в шести номинациях: «Проект года», «Куратор года», «Художник года», «Новая генерация» (произведения авторов в возрасте до 35 лет), «Образовательный проект», «Региональный проект». В каждой из них было пять номинантов, и если номинировался коллектив, то слово давали каждому его члену. Так что праздник превратился в парад «говорящих голов», появляющихся в разных частях проекции фасада здания Арсенала, построенного в стиле русский классицизм.

Например, голова философа Бориса Гройса, награжденного во внеконкурсной номинации «За вклад в развитие современного искусства России», с трудом поместилась в окне портика. Но речь его запомнилась, поскольку он высказался, как всегда, интеллектуально забавно, отметив, что концептуализм, которым он много лет вплотную занимался, стал во время пандемии всенародным делом: люди слали друг другу сообщения и изображения. Пошутил также классик отечественного искусства Виталий Комар, что никогда не получал никакой премии и вот теперь их с Александром Меламидом выставка в Московском музее современного искусства, созданная без их участия и представленная в номинации «Проект года», может быть, что-то получит. Все остальные номинанты в темпе представили свои работы.

Как правило, во всех церемониях вручения «Инновации» — а эта 15-я — после представления претендентов в каждой номинации следовало объявление и награждение победителя. На этот раз такого не случилось, что несколько удивило гостей церемонии, но не насторожило.

Никто не ожидал, что появившиеся на экране члены международного жюри объявят, что в наше непростое время принято решение присудить премию всем номинированным. Но публика скоро оправилась от удивления, разинутые рты растянула в улыбке и дружно захлопала в знак поддержки награждения всех. Номинированные, они же лауреаты, художники и кураторы также решение жюри приветствовали, правда не все были в этом искренними, что выяснилось позже, в кулуарных разговорах.

Споры о решении жюри художественная общественность продолжила в соцсетях, где, как это часто бывает, были высказаны самые радикальные мнения, в том числе, что «Инновацию» надо отменить. Это странно: государственная поддержка художникам необходима — не только моральная, но и материальная, пусть и небольшая.

Общая сумма денежного выражения премии — 3 млн руб. Каждому лауреату — человеку или коллективу — достается 500 тыс. Можно предположить, что, если бы всем победителям выдали именно эту сумму, споров было бы меньше, но она будет поделена на равные части, и размер вознаграждения окажется обидно мал.

Правда, члены жюри с экрана, а директор Пушкинского музея Марина Лошак и директор Волго-Вятского филиала ГЦСИ Анна Гор в личной беседе говорили о том, что награждение всех номинантов способствует солидарности профессионального сообщества, а это важнее денег. А также заметили, что все номинанты показали очень хорошие работы, поэтому жюри было бы трудно кого-то выделить. На это можно, конечно, возразить, что жюри могло бы с этой трудностью справиться.

Не Тернер

В обсуждении решения жюри многие вспоминали, что вот и британская Премия Тернера была в прошлом году поделена между номинантами. Но сравнение это некорректное: там решение было принято самими художниками в знак солидарности друг с другом. А на «Инновации» о солидарности позаботилось жюри. В этом году организатор Премии Тернера Галерея Тейт приняла решение ее не присуждать и выставку не устраивать, но выделить «в исключительно трудное время» десяти художникам гранты в £10 тыс. Что потребовало дополнительных расходов, так как лауреат премии обычно получал £40 тыс.

Лучшая выставка «Инновации»

Традиционно на выставках премии представляют всех номинантов, отчего она становится трудной для восприятия, ведь надо разобраться и в работах художников, и во всех прошедших в короткий список проектах. На этот раз было принято верное, хотя, опять же, беспрецедентное решение показать только художников. В результате в Арсенале открылась лучшая за все годы существования премии выставка, куратором ее стала Алиса Савицкая. Восьми художникам отдано по большому залу, так что получились полноценные персональные мини-выставки.

Двум номинантам «Новой генерации» была дана возможность продемонстрировать свои произведения. Арт-группа «Дальневосточные разлучницы» (ДВР) показала перформанс «Весна блаженная» — то ли пародию на ритуально-фольклорное действо, то ли его современную интерпретацию. Также можно было поехать в нижегородский крематорий, где надолго поселилась инсталляция Алексея Корси и Артема Филатова «Сад им.». Это организованная во дворе скорбного заведения площадка с высаженными по строгому сценарию растениями и деревянной стенкой, из динамиков раздается голос оперной певицы, красиво пропевающей латинские названия органов человеческого тела. Работа художников смотрится в крематории органично и вполне уместно, сделана она с полным уважением к месту и его посетителям. Так что вполне могла стать победительницей.

Еще один возможный претендент на награду в молодежной номинации — Екатерина Муромцева, соавторами которой стали жители дома престарелых. Надо сразу сказать, что в ее проекте нет никакой спекуляции на чувствах одиноких стариков, с которыми художница проводила много времени. Вместе с ними рисовала и пела. Занятия документированы и показаны на выставке. Самое интересное — это рефлексии подопечных Муромцевой об Эрике Булатове, Илье Кабакове и Павле Пепперштейне, с творчеством которых они познакомились на выставках и прочитали в книгах.

Элегантной и умной получилась экспозиция художницы Данини. Ее «Диск (Д:)» — рефлексия на события 1990-х. Сбой привычной картины советского мира передан Данини в нарисованных и вышитых мониторах старых компьютеров, на которых картинка искажена помехами. Тема модная, техника вышивки, рукоделия тоже популярна среди отечественных современных художников, но в результате появилась вполне оригинальная, в меру ироничная работа.

1990-е вспоминает и Иван Чемакин в большой инсталляции «ДОБ-2 — Добыча обезьян», имитирующей мир его детства. Бросовые материалы, деревянные машинки на детской площадке и деревянные же бананы на решетке-сушилке иллюстрируют сумбурные воспоминания, но выглядят очень красиво.

В негласно главной номинации премии — «Художник года» — жюри действительно трудно было бы определить победителя. Главные претенденты — это любимцы критиков и музейных кураторов Павел Отдельнов и Иван Горшков. Оба номинированы с большими выставками в Московском музее современного искусства. «Промзона» Отдельнова — рассказ в картинах, фильмах и документах о жизни в городе Дзержинск и работе на тамошнем химическом комбинате. Проект очень сильный, продуманный, многосоставный и многодельный, с социальным пафосом. «Фонтан всего» Горшкова, наоборот, эмоциональный, кажущийся спонтанным, сделан с размахом и напором. Скопление, нагромождение уродливых предметов, старых игрушек и вылепленных непонятно из чего объектов причудливых форм пугает, смешит и изумляет зрителей.

Особняком стоит выставка пермского художника Владимира Козина «Почувствуй себя птицей». Это не отдельный проект, а дайджест долгой жизни в искусстве. Тоже своего рода «фонтан всего»: эффектных эстетских скульптур из резины, документации домашних перформансов, раскрашенных маслом обложек журнала «Огонек», супрематически заляпанного халата с фейковым сертификатом, что это подлинный халат Казимира Малевича. Неистощимая художническая выдумка, изобретательность, ирония, доходящая до юродства, пластическое мастерство и вызывающее пренебрежение им. Все это и впечатляет, и печалит: широк человек — хотелось бы сузить.

Дмитрий Морозов на выставке с неловким названием «TECHNE × vtol: интерфейс происходящего» показал несколько объектов — работающих механизмов, снабженных очень понятными, слегка сентиментальными пояснениями-рассказами. Любимцем публики стал Last Breath — «ритуальный инструмент угасания», противогаз, соединенный с трубами маленького заплечного органа. Если в противогаз дышать, то органчик издает звуки.

Выставка Анастасии Потемкиной «Когда цветы не отбрасывают тени» выглядит таинственно: рисунки о растениях, изображения флоры на прозрачных тарелках, костюмы с напечатанными фотографиями чего-то непонятного, очевидно, из жизни растений. Пояснительная записка к выставке ясности не вносит. «Все работы становятся транскрипциями и переводами на невербальные языки информации, которую главные герои из царства растений сообщают зрителю», — пишет куратор выставки Потемкиной в Московском музее современного искусства Андрей Паршиков. Заметьте, четыре из пяти номинантов в разделе «Художник года» представили свои выставки, прошедшие в этом музее.

В общем, у жюри было из кого выбрать лауреатов.

Будущие проблемы

Настоящие трудности ждут «Инновацию» в следующем году. Из-за пандемии музеи, галереи и выставочные залы были закрыты, художественная жизнь парализована на полгода. Как выбирать в такой ситуации номинантов и будет ли выбор? И главное, как поддержать художников, переживших, как принято теперь говорить, трудное время?

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
3
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
4
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
5
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
6
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
7
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Почти полмиллиона человек посмотрели юбилейную выставку Брюллова, что также сделало ее самой посещаемой выставкой страны за последние пять лет
15.05.2025
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+