18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Центре Помпиду в Меце народное творчество соседствует с произведениями именитых художников

№83
Материал из газеты

Быстро сказка сказывается… Гончарова, Кандинский, Бойс и вишневые косточки на выставке «Фольклор»

В 1901 году парижский Музей человека получил от неизвестного отправителя кувшин с тремя вишневыми косточками. В сопроводительной записке говорилось, что в одной из бретонских деревушек есть традиция: девушки отправляются к большой вишне у перекрестка на окраине деревни, поют песни о суженом и кидают вишневые косточки — дорога, на которую косточка упадет, приведет девушку в деревню с ее будущим мужем. «Эта традиция уже исчезает, — говорилось в записке. — Кто-то должен сохранить ее хотя бы в музее». 

Выставка «Фольклор» в Центре Помпиду в Меце объединила такие необычные экспонаты. Впрочем, «такие» — очень расплывчатое определение. С тех пор как британский ученый Уильям Томс в 1846 году впервые использовал термин «фольклор», никому так и не удалось его четко сформулировать. Жан-Мари Галле, куратору Центра Помпиду в Меце, идею выставки подсказали «Народный архив» Джереми Деллера и Алана Кейна, британских художников, собиравших в Лондоне в начале 2000-х самые неожиданные образцы народного творчества, и фильм Пьера Юига «Сонм и облако» (2010), снятый в бывшем Музее народного искусства и традиций в Париже. «В центре внимания Юига — заброшенность музея, а Деллер и Кейн собирали необычные вещи для музея, — говорит Галле, — то есть хотели соединить фольклор и искусство».

В результате Центр Помпиду в Меце совместно с марсельским Музеем цивилизаций Европы и Средиземноморья (MUCEM) и его куратором Шарлоттой Калафой отобрали на выставку работы художников, так или иначе соотносящиеся с разными формами фольклора. Выбор решили ограничить европейским материалом: его более чем достаточно в запасниках MUCEM — свыше 1 млн единиц хранения. «Когда в 2013 году музей открывался, их перевозили из Парижа в Марсель на 160 фурах», — рассказывает Калафа.

Всего собрали 500 экспонатов — образцов народного творчества и вступающих с ними в диалог произведений искусства, в том числе работы Константина Бранкузи, Наталии Гончаровой, Василия Кандинского, Эмиля Нольде, Софи Тойбер-Арп, малоизвестные рисунки Йозефа Бойса 1940-х годов. Кураторы особенно довольны тем, что удалось привезти произведения незаслуженно забытого итальянского художника Клаудио Косты (1942–1995), основавшего Музей активной антропологии в Лигурии. И конечно, тот кувшин с вишневыми косточками тоже занял почетное место в экспозиции. 

Центр Помпиду в Меце
Фольклор
До 21 сентября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+