В Центре Помпиду в Меце народное творчество соседствует с произведениями именитых художников

№83, июль-август 2020
№83
Материал из газеты

Быстро сказка сказывается… Гончарова, Кандинский, Бойс и вишневые косточки на выставке «Фольклор»

Com&Com. Долгосрочный проект BLOCH. 2019. Фото: Centre Pompidou Metz
Com&Com. Долгосрочный проект BLOCH. 2019.
Фото: Centre Pompidou Metz

В 1901 году парижский Музей человека получил от неизвестного отправителя кувшин с тремя вишневыми косточками. В сопроводительной записке говорилось, что в одной из бретонских деревушек есть традиция: девушки отправляются к большой вишне у перекрестка на окраине деревни, поют песни о суженом и кидают вишневые косточки — дорога, на которую косточка упадет, приведет девушку в деревню с ее будущим мужем. «Эта традиция уже исчезает, — говорилось в записке. — Кто-то должен сохранить ее хотя бы в музее». 

Выставка «Фольклор» в Центре Помпиду в Меце объединила такие необычные экспонаты. Впрочем, «такие» — очень расплывчатое определение. С тех пор как британский ученый Уильям Томс в 1846 году впервые использовал термин «фольклор», никому так и не удалось его четко сформулировать. Жан-Мари Галле, куратору Центра Помпиду в Меце, идею выставки подсказали «Народный архив» Джереми Деллера и Алана Кейна, британских художников, собиравших в Лондоне в начале 2000-х самые неожиданные образцы народного творчества, и фильм Пьера Юига «Сонм и облако» (2010), снятый в бывшем Музее народного искусства и традиций в Париже. «В центре внимания Юига — заброшенность музея, а Деллер и Кейн собирали необычные вещи для музея, — говорит Галле, — то есть хотели соединить фольклор и искусство».

Поль Серюзье. «Гирлянда роз». 1898. Фото: Centre Pompidou Metz
Поль Серюзье. «Гирлянда роз». 1898.
Фото: Centre Pompidou Metz

В результате Центр Помпиду в Меце совместно с марсельским Музеем цивилизаций Европы и Средиземноморья (MUCEM) и его куратором Шарлоттой Калафой отобрали на выставку работы художников, так или иначе соотносящиеся с разными формами фольклора. Выбор решили ограничить европейским материалом: его более чем достаточно в запасниках MUCEM — свыше 1 млн единиц хранения. «Когда в 2013 году музей открывался, их перевозили из Парижа в Марсель на 160 фурах», — рассказывает Калафа.

Всего собрали 500 экспонатов — образцов народного творчества и вступающих с ними в диалог произведений искусства, в том числе работы Константина Бранкузи, Наталии Гончаровой, Василия Кандинского, Эмиля Нольде, Софи Тойбер-Арп, малоизвестные рисунки Йозефа Бойса 1940-х годов. Кураторы особенно довольны тем, что удалось привезти произведения незаслуженно забытого итальянского художника Клаудио Косты (1942–1995), основавшего Музей активной антропологии в Лигурии. И конечно, тот кувшин с вишневыми косточками тоже занял почетное место в экспозиции. 

Центр Помпиду в Меце
Фольклор
До 21 сентября

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
5
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
В свой юбилейный год московский музей реконструирует еще одно крыло Бахметьевского гаража и устроит выставки крупнейших художников, в том числе Рембрандта и Клюна
02.09.2021
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+