18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

До самых до окраин

№83
Материал из газеты

Большая музейная четверка — Эрмитаж, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Русский музей и Третьяковская галерея — последовательно открывает в российских регионах филиал за филиалом

Два события 2020 года вновь привлекли внимание к открытию музейных отделений в регионах: 25 февраля в Калининграде был заложен камень в основание филиала Государственной Третьяковской галереи, а в конце мая в Екатеринбурге состоялась техническая сдача в эксплуатацию центра «Эрмитаж-Урал». Приход в регионы столичных музеев — устойчивый тренд, и нынешние кризисные обстоятельства способны разве что затормозить процесс, но не отменить.

В России идею музейных филиалов первым начал претворять в жизнь Михаил Пиотровский. Новые институции он называет спутниками Эрмитажа. Пока их на карте три: в Казани (открылся в 2005-м), Выборге (2010) и Омске (центр «Эрмитаж-Сибирь» начал работу в ноябре 2019-го). Сейчас на подходе Екатеринбург. На всех площадках Эрмитаж показывает превосходные выставки; например, на открытии в Омске — «„Сжимая рукоять меча...“ Воинская культура и оружейные традиции Ближнего Востока».

Освоение регионов Пиотровский считает эрмитажным ноу-хау: алгоритма нет, «каждый раз все делается по особым лекалам». В Казани Эрмитаж занял 1 тыс. кв. м в здании, где, помимо него, располагается Музей естественной истории, в Выборге — отреставрированный памятник архитектуры функционализма 1930-х. В Омске центру «Эрмитаж-Сибирь» отдали дореволюционный дом страхового общества «Саламандра» (реставрация стоила 70 млн руб.). Вводимый сейчас в строй «Эрмитаж-Урал» разделит здание с Екатеринбургским музеем изобразительных искусств.

Особый путь у Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. В прошлом году к музею присоединилась региональная сеть бывшего Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) — филиалы в восьми городах России. «Многим такое присоединение показалось странным, — комментирует замдиректора ГМИИ по региональному развитию Екатерина Кочеткова, — но наш музей изначально создавался в учебных целях, сейчас мы распространяем просветительскую миссию на территорию всей страны. Каждый филиал имеет свое лицо, мы эту уникальность поддерживаем. ГМИИ привлечет к выставкам и программам в регионах своих западных партнеров: коллекционеров, музеи, ярмарки, посольства. Мы планируем налаживать горизонтальные обмены между филиалами, сотрудничать с университетами для создания новых программ по искусствоведению и музейному менеджменту. Наконец, происходящие в регионах художественные события получат отражение в Москве — в выставочном пространстве на Зоологической улице».

Государственный Русский музей придумал свою стратегию: он открывает филиалы виртуальные. Их уже 170, из них 137 в России и 33 за рубежом. Оригинальная компьютерная программа позволяет по-разному использовать оцифрованные произведения из коллекции музея: составлять из них квесты и викторины, складывать в учебные циклы, просматривать эскизы, увеличивать детали, давать поясняющие комментарии. А еще с 2016 по 2018 год Русский музей создал в регионах четыре культурно-выставочных центра (КВЦ): в Казани — на базе Государственного музея изобразительных искусств Татарстана, в Ярославле — в сотрудничестве с Ярославским художественным музеем, в Мурманске — в стенах Мурманского областного художественного музея и в Саранске — в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи. На этих площадках ГРМ делает по одной-две выставки в год, привозит лекторов, оказывает местным музеям методическую помощь.

Государственная Третьяковская галерея работает над открытием в ближайшие пять лет филиалов в Калининграде, Самаре и Владивостоке. В первом случае для нее строят музейный комплекс площадью 17,6 тыс. кв. м на острове Октябрьский. Сюда переместят часть экспозиции с Крымского Вала, когда Новая Третьяковка в Москве закроется на реконструкцию в 2023 году. ГТГ также приглашает в Калининград в качестве партнеров Эрмитаж и Русский музей. Филиал в Самаре откроется в 2022-м — в уникальном здании в форме серпа и молота, шедевре конструктивизма начала 1930-х годов. Сейчас полным ходом идет его реставрация.

А во Владивостоке представительство ГТГ располагается пока в здании Приморской картинной галереи. В 2019-м Третьяковка устроила там выставку одной картины — полотна Федора Решетникова «Опять двойка». В рамках сотрудничества с Дальневосточным федеральным университетом запущены образовательные программы. Вообще же в городе планируют создать крупнейший в регионе музейно-концертный комплекс, который объединит работу Третьяковской галереи, Эрмитажа, Русского музея, Музея Востока, местных и зарубежных партнеров. Помимо Владивостока, подобные музейные мегакластеры должны появиться еще в трех городах: Калининграде, Кемерове и Севастополе. Этот стратегический замысел финансируется в рамках национального проекта «Культура»; для его реализации создан фонд «Национальное культурное наследие». 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+