Правила подводного чтения

№83, июль-август 2020
№83
Материал из газеты

После того как лютеранскую Псалтырь XVII века подняли из воды, реставратор Центра имени Грабаря Евгения Мымрина провела с ней уникальную процедуру — восстановила, не расшивая книжный блок

Странички Нового Завета, поднятые со дна в 2017 году. Фото: ВХНРЦ
Странички Нового Завета, поднятые со дна в 2017 году.
Фото: ВХНРЦ

Судно «Архангел Рафаил», построенное в немецком Любеке в 1693 году и затонувшее у Березовых островов Финского залива в 1724-м, просто кладезь сокровищ. 

Специалисты Центра подводных исследований (ЦПИ) Российского географического общества заинтересовались старыми записями из архива Военно-морского флота — по ним выходило, что некий корабль с грузом контрабанды затерло льдами неподалеку от берега, команда спаслась. И действительно, в 2003 году судно нашли. В результате дрейфа ледового поля его потащило на каменистую банку, оно получило пробоину и затонуло. Вначале корабль лежал неглубоко, местные крестьяне ныряли и снимали с него груз, но потом ушел на глубину 13–14 м, где его затянуло илом. 

В 2014 году ЦПИ начал подводные раскопки объекта, соблюдая главное правило археолога — не брать то, что не можешь сохранить. Башмак, варежка, ящик с инструментами для чистки ружей, а потом и вовсе уникальные находки — повседневный кафтан и штаны — были подняты с глубины. Кафтан со штанами передали в Эрмитаж, там реставраторы смогли отмыть их от дегтя, который, разлившись, спас старинные предметы гардероба от разрушения, и придать им экспозиционный вид.

Первоначальное состояние Псалтыри, найденной в 2019 году. Фото: ВХНРЦ
Первоначальное состояние Псалтыри, найденной в 2019 году.
Фото: ВХНРЦ

Но это не все. В 2017 году со дна достали комок слипшейся бумаги с приклеившимся сверху потрошеным угрем из рациона экипажа. Угорь своим жиром пропитал странички, хотя главная роль в их спасении принадлежала самой балтийской воде. Она темная, малосоленая и холодная, что способствует сохранению материалов, которые обычно в воде легко разрушаются. Подводный археолог-реставратор ЦПИ Роман Прохоров, а затем художник-реставратор высшей категории Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. Грабаря (ВХНРЦ) Евгения Мымрина разработали технологию восстановления подобных объектов, начиная с транспортировки книги в растворе спирта и холодильной камере и заканчивая очисткой в ультразвуковой ванне. Также важен был выбор метода просушивания и разделения сцементированного осадочными отложениями книжного блока. Странички Нового Завета — а это был он, — спасли и передали в Музей истории Кронштадта.

Однако и на этом сюрпризы не закончились. В 2019 году, ко всеобщему удивлению, на «Архангеле Рафаиле» нашли целую книгу, сохранившую обтянутую кожей деревянную обложку и шитье блока, толстый кирпичик карманного формата примерно в 500 листов. «Текст Псалтыри напечатан на немецком языке, и в текущем состоянии ее трудно читать невооруженным глазом», — рассказывал Роман Прохоров, первым державший находку в руках. Однако удалось разобрать год — 1692, а также издательство — Каспара Хольвейна.

«Перед нами стояла задача придумать такой способ расцементирования, разъединения листов, чтобы не нарушить целостность шитья книжного блока, — объясняет Евгения Мымрина. — Сначала размышляли о применении вакуумной сублимационной сушки в специализированной камере (через заморозку). Таким способом, например, просушивали книги, пострадавшие при тушении пожара из фондов ИНИОН (Институт научной информации по общественным наукам. — TANR). Метод основан на резком изменении температуры — сильном вымораживании. Но наш объект и так претерпел немало испытаний, пролежав 300 лет под водой. В результате от сублимационной сушки решено было отказаться: резкие перепады температуры могли быть губительны для бумаги».

Псалтырь после реставрации. Фото: ВХНРЦ
Псалтырь после реставрации.
Фото: ВХНРЦ

К счастью, у Евгении Мымриной и реставраторов ВХНРЦ уже был опыт работы с вышеописанными листочками из Библии. Тряпичная бумага немецких книг XVII века оказалась качественной и прочной, а печать — очень четкой. Традиционная реставрация подразумевает полный демонтаж книги и обработку по отдельным листам с последующим их сшиванием в книжный блок. Однако в случае Псалтыри решили сохранить целостность книги в том виде, какой она до нас дошла, не расплетая, оставив аутентичное шитье блока. 

«Был разработан метод промывания в боксе с отверстиями на разных высотах, через которые постоянно подавалась фильтрованная вода, — говорит реставратор. — Остатки ила, водорослей, песка дополнительно удаляли мягкими кистями. Книжный блок помещался несколько раз в боксы с водно-спиртовым раствором различной концентрации. Затем каждый лист просушивался методом конвективной (воздушной) сушки в сочетании с диффузионной сушкой путем прокладывания книжных страниц фильтровальной бумагой. Просушенные доски обложки установлены на место, на них вернули оригинальную переплетную кожу. Заново изготовили только отсутствующие элементы металлических замков — они нужны, чтобы не давать блоку деформироваться».

Псалтырь будет передана в Музей истории Кронштадта. 

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+