Правила подводного чтения

№83, июль-август 2020
№83
Материал из газеты

После того как лютеранскую Псалтырь XVII века подняли из воды, реставратор Центра имени Грабаря Евгения Мымрина провела с ней уникальную процедуру — восстановила, не расшивая книжный блок

Странички Нового Завета, поднятые со дна в 2017 году. Фото: ВХНРЦ
Странички Нового Завета, поднятые со дна в 2017 году.
Фото: ВХНРЦ

Судно «Архангел Рафаил», построенное в немецком Любеке в 1693 году и затонувшее у Березовых островов Финского залива в 1724-м, просто кладезь сокровищ. 

Специалисты Центра подводных исследований (ЦПИ) Российского географического общества заинтересовались старыми записями из архива Военно-морского флота — по ним выходило, что некий корабль с грузом контрабанды затерло льдами неподалеку от берега, команда спаслась. И действительно, в 2003 году судно нашли. В результате дрейфа ледового поля его потащило на каменистую банку, оно получило пробоину и затонуло. Вначале корабль лежал неглубоко, местные крестьяне ныряли и снимали с него груз, но потом ушел на глубину 13–14 м, где его затянуло илом. 

В 2014 году ЦПИ начал подводные раскопки объекта, соблюдая главное правило археолога — не брать то, что не можешь сохранить. Башмак, варежка, ящик с инструментами для чистки ружей, а потом и вовсе уникальные находки — повседневный кафтан и штаны — были подняты с глубины. Кафтан со штанами передали в Эрмитаж, там реставраторы смогли отмыть их от дегтя, который, разлившись, спас старинные предметы гардероба от разрушения, и придать им экспозиционный вид.

Первоначальное состояние Псалтыри, найденной в 2019 году. Фото: ВХНРЦ
Первоначальное состояние Псалтыри, найденной в 2019 году.
Фото: ВХНРЦ

Но это не все. В 2017 году со дна достали комок слипшейся бумаги с приклеившимся сверху потрошеным угрем из рациона экипажа. Угорь своим жиром пропитал странички, хотя главная роль в их спасении принадлежала самой балтийской воде. Она темная, малосоленая и холодная, что способствует сохранению материалов, которые обычно в воде легко разрушаются. Подводный археолог-реставратор ЦПИ Роман Прохоров, а затем художник-реставратор высшей категории Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. Грабаря (ВХНРЦ) Евгения Мымрина разработали технологию восстановления подобных объектов, начиная с транспортировки книги в растворе спирта и холодильной камере и заканчивая очисткой в ультразвуковой ванне. Также важен был выбор метода просушивания и разделения сцементированного осадочными отложениями книжного блока. Странички Нового Завета — а это был он, — спасли и передали в Музей истории Кронштадта.

Однако и на этом сюрпризы не закончились. В 2019 году, ко всеобщему удивлению, на «Архангеле Рафаиле» нашли целую книгу, сохранившую обтянутую кожей деревянную обложку и шитье блока, толстый кирпичик карманного формата примерно в 500 листов. «Текст Псалтыри напечатан на немецком языке, и в текущем состоянии ее трудно читать невооруженным глазом», — рассказывал Роман Прохоров, первым державший находку в руках. Однако удалось разобрать год — 1692, а также издательство — Каспара Хольвейна.

«Перед нами стояла задача придумать такой способ расцементирования, разъединения листов, чтобы не нарушить целостность шитья книжного блока, — объясняет Евгения Мымрина. — Сначала размышляли о применении вакуумной сублимационной сушки в специализированной камере (через заморозку). Таким способом, например, просушивали книги, пострадавшие при тушении пожара из фондов ИНИОН (Институт научной информации по общественным наукам. — TANR). Метод основан на резком изменении температуры — сильном вымораживании. Но наш объект и так претерпел немало испытаний, пролежав 300 лет под водой. В результате от сублимационной сушки решено было отказаться: резкие перепады температуры могли быть губительны для бумаги».

Псалтырь после реставрации. Фото: ВХНРЦ
Псалтырь после реставрации.
Фото: ВХНРЦ

К счастью, у Евгении Мымриной и реставраторов ВХНРЦ уже был опыт работы с вышеописанными листочками из Библии. Тряпичная бумага немецких книг XVII века оказалась качественной и прочной, а печать — очень четкой. Традиционная реставрация подразумевает полный демонтаж книги и обработку по отдельным листам с последующим их сшиванием в книжный блок. Однако в случае Псалтыри решили сохранить целостность книги в том виде, какой она до нас дошла, не расплетая, оставив аутентичное шитье блока. 

«Был разработан метод промывания в боксе с отверстиями на разных высотах, через которые постоянно подавалась фильтрованная вода, — говорит реставратор. — Остатки ила, водорослей, песка дополнительно удаляли мягкими кистями. Книжный блок помещался несколько раз в боксы с водно-спиртовым раствором различной концентрации. Затем каждый лист просушивался методом конвективной (воздушной) сушки в сочетании с диффузионной сушкой путем прокладывания книжных страниц фильтровальной бумагой. Просушенные доски обложки установлены на место, на них вернули оригинальную переплетную кожу. Заново изготовили только отсутствующие элементы металлических замков — они нужны, чтобы не давать блоку деформироваться».

Псалтырь будет передана в Музей истории Кронштадта. 

Самое читаемое:
1
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
2
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
3
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
4
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
Имя Генриха Шлимана окружено мифами почти так же плотно, как история города, поискам которого он посвятил всю жизнь. Его юбилей отмечают во всем мире
12.01.2023
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
7
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Концерн LVMH, привлекший к сотрудничеству над коллекцией для Louis Vuitton Яёи Кусаму, стилизовал магазины бренда под миры японской художницы
10.01.2023
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+