18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сенат США: российские миллиардеры действовали на арт-рынке в обход санкций

Американские сенаторы называют торговлю искусством «самой большой легальной нерегулируемой отраслью экономики США» и рекомендуют повысить прозрачность и государственный контроль в этой сфере

Штаб-квартира Sotheby's в Нью-Йорке. Фото: Sotheby’s.
Штаб-квартира Sotheby's в Нью-Йорке.
Фото: Sotheby’s.

Двухлетнее расследование сенаторов Роба Портмана и Тома Карпера установило, что российские олигархи братья Аркадий и Борис Ротенберги в течение нескольких месяцев 2014 года приобрели в США произведения искусства на сумму более $18 млн уже после того, как на них были наложены санкции.

В опубликованном 150-страничном докладе арт-рынок называется «самой большой легальной нерегулируемой отраслью экономики США», и его составители пришли к выводу, что именно закрытость арт-рынка позволила Ротенбергам обойти наложенные правительством финансовые ограничения.

В докладе, подготовленном комитетом по внутренней безопасности и постоянным подкомитетом по расследованиям комитета Сената США по внутренней безопасности и государственным делам, также перечислен ряд шагов, которые рекомендуется предпринять для повышения прозрачности и государственного контроля над арт-рынком. В числе прочего авторы предлагают внести поправки в закон о банковской тайне и распространить его на фирмы, работающие с дорогостоящими произведениями искусства, и составить официальное руководство для аукционных домов и арт-дилеров.

Американские компании не имеют права осуществлять финансовые операции с людьми и организациями, на которых наложены правительственные санкции. Однако арт-дилеры при продаже произведений искусства не обязаны выяснять личность покупателей, и многие крупные сделки часто совершаются через посредников. Авторы доклада считают, что именно это и произошло в случае с братьями Ротенберг. Они наняли московского арт-консультанта Григория Бальцера, который приобретал произведения искусства в США через свою частную фирму на средства, происхождение которых прослеживается вплоть до компаний, связанных с Ротенбергами.

В докладе говорится, что с мая по ноябрь 2014 года Аркадий и Борис Ротенберги потратили на искусство более $18 млн, в том числе по меньшей мере $6,8 млн на дневных торгах импрессионизма и модернизма Sotheby’s в Нью-Йорке, приобретя 9 произведений, среди которых были работы Марка Шагала и Жоржа Брака, а также $7,5 млн на картину Рене Магритта, купленную у частного американского дилера.

По информации расследования, отношения между Ротенбергами и Бальцером длились много лет. В 2019 году Sotheby’s и Christie’s боролись за право выставить у себя «Мост II» Лионеля Фейнингера. Бальцер утверждает, что картина принадлежала его компании, зарегистрированной на Маршалловых островах, однако авторы доклада считают, что на самом деле собственниками произведения были Ротенберги. В борьбе за картину победил Sotheby’s, выставивший ее с эстимейтом $5 млн, но в конечном итоге лот пришлось снять с торгов из-за отсутствия потенциальных покупателей.

Аукционное агентство и сервис Baltzer опубликовал официальное заявление, в котором отрицает причастность к подобным сделкам. В нем говорится, что организация «внимательно следит за соблюдением всех законодательных норм и никогда не осуществляла транзакций, запрещенных какими-либо санкционными списками». Кроме того, «Baltzer может подтвердить, что ни фирма, ни Григорий Бальцер никогда никоим образом не представляли и не заключали никаких сделок с Борисом и Аркадием Ротенбергами. Baltzer решительно отвергает любые подозрения в обратном».

В ответ на вопрос об отношениях Sotheby’s с Ротенбергами представитель аукционного дома заявил, что «Sotheby’s предельно серьезно относится к борьбе с отмыванием денег и к санкционной политике Соединенных Штатов и добровольно принимал участие в расследовании подкомитета Сената».

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+