Теоретик без теории

В новой книге философ Борис Гройс на примере отдельных художников рассказывает об идеологии модернистов, а также об их сегодняшних последователях и антагонистах

Макет книги «Частные случаи». Фото: Ad Marginem
Макет книги «Частные случаи».
Фото: Ad Marginem

Прямо во введении к книге «Частные случаи» Борис Гройс делает заявление, необычное для философа, много лет анализирующего искусство: «У меня нет какой-либо общей теории искусства. Да, я много писал об искусстве, и да, я пишу теоретические тексты. Но это не значит, что у меня есть какая-то теория искусства. Скорее, в своих текстах я двигаюсь от одних конкретных случаев к другим». Дальше Гройс пишет, что в рассуждениях следует только импульсу, который получает от произведения, и не делает оценочных суждений, он не критик. В таком случае рецензент тоже не может быть критиком: нельзя же выносить оценочные суждения чужим импульсам. Остается только коротко изложить содержание книги, безусловно заслуживающей умственного напряжения.

В «Частных случаях» Гройс не «скорее», а именно движется от случая одного художника к случаю следующего. От Василия Кандинского и Марселя Дюшана до дуэта наших современников Инги Свалы Тоурсдоуттир и У Шаньчжуаня. В книге 19 глав, каждая об одном авторе, вернее, художнике, дуэте или группе соавторов. Причем в каждой главе, как правило, рассматривается только один аспект творчества героя, то есть в каждом из частных случаев фокусируется тоже частность. Кроме того, авторским импульсом может служить не только произведение. В главе «Василий Кандинский как учитель» речь идет о трактатах художника как учебных пособиях по верному изображению эмоций.

Гройс Б. Частные случаи. М.: Ад Маргинем Пресс; Музей современного искусства «Гараж», 2020. 220 с.
Гройс Б. Частные случаи. М.: Ад Маргинем Пресс; Музей современного искусства «Гараж», 2020. 220 с.

Даже, кажется, досконально изученных классиков модернизма Гройс рассматривает не так, как до него. Вряд ли в каком-то искусствоведческом тексте найдутся подобные фразы: «Можно сказать, что „Фонтан“ Дюшана — это своего рода Христос среди вещей, а практика реди-мейда — своего рода христианство в искусстве». И это никак не кощунство, а следствие последовательных и доказательных размышлений. Другое ошарашивающее сравнение — подсвеченных в лайтбоксах фотографий Джеффа Уолла с иконами в трактовке Павла Флоренского как преградами для ослепляющего горнего света. Хотя Гройс и заявляет, что отказывается от критики, в каждой главе он критикует, но не произведения, а общепринятую их интерпретацию. Например, погружаясь в серьезнейший анализ «Дерьма художника» Пьеро Мандзони, он доказывает, что это произведение искусства при внешней игривости есть глубоко меланхоличное размышление о бренности материального.

Импульс к размышлению Гройсу дают не только классики модернизма и звезды современного искусства, но и художники, для чьих произведений еще не сложилось «общепринятой интерпретации». Хотя все равно их истинный смысл, вскрытый автором книги, окажется не таким, как можно было бы предположить. Если большинство работ дюссельдорфского художника Мартина Хонерта представляют собой воспоминания о детстве, то они говорят не о травме или об идиллии — они служат «метафорой той самозамкнутости, которая внутренне присуща любому произведению искусства».

Яэль Бартана. «Мары-кошмары». 2007. Фото: Museum of Modern Art in Warsaw
Яэль Бартана. «Мары-кошмары». 2007.
Фото: Museum of Modern Art in Warsaw

В первой части книги сквозной темой становится реди-мейд, а во второй его место занимает время. По Гройсу, швейцарский арт-дуэт Петера Фишли и Давида Вайса в своих видео время замедляет, внося в них элементы ручного труда, ведь художник несется к новому быстрее, чем зритель может его понять. Франсис Алюс «документирует повторяемость, неисторичность настоящего, которое утратило свои прошлое и будущее». Ольгу Чернышёву интересует человек в состоянии непрагматичного действия — воскресного творчества; она останавливает время, зафиксировав героев в момент ожидания.

Все частные случаи описаны в достаточно широком контексте, особенно главы о словенской группе «Ирвин» (рассматривается ситуация в восточноевропейских странах после падения просоветских режимов) и израильтянке Яэль Бартане (судьба евреев в ХХ веке). У каждой главы есть библиография, но цитирует Гройс не искусствоведов, а десятки философов: Сократа и Ницше, Жоржа Батая, Жиля Делёза, Мартина Хайдеггера, но чаще всего Вальтера Беньямина и Клемента Гринберга.

Книга вышла пока в электронном виде, но вскоре обещают ее напечатать. Она написана на немецком языке, большую часть перевела Анна Матвеева, которая стиль и интонацию Гройса воспроизвела очень верно. Впрочем, сам автор русский текст читал и редактировал. «Единственное истинное право человека и единственное истинное право вещи — это право стать экстраординарными», — таким предложением заканчиваются неординарные «Частные случаи» экстраординарно мыслящего автора. 

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+