Три лучших лота недели

Каждую неделю Татьяна Маркина выбирает на отечественных аукционах три самых интересных лота. На этой неделе коллекционерам стоит обратить внимание на «Летний день» Саврасова, лучшее полотно из всей станковой живописи Александра Бенуа «Вид на Тюильри» и редчайшие прижизненные первоиздания Пушкина.

Алексей Саврасов. «Летний день». 1869

Алексей Саврасов – идеальный образец художника из списка «Родной речи». Так иногда называют тех мастеров, репродукции произведений которых напечатаны в учебниках, и этот список не изменился с советских времен по сей день. Из-за полотна «Грачи прилетели», по которому каждому из нас приходилось писать в школе изложение, Саврасов воспринимается как художник хоть и весенний, но сероватый – цветов растаявшего снега, луж, неяркого облачного неба. Кстати, и самая дорогая его картина, когда-либо проданная на торгах, «Домик в лесу» (Stockholms Auktionsverk, 2007 год, $1,5 млн), изображает все то же и все в тех же тонах. Но у художника есть пейзажи и с совсем другим настроением – сказочные и закатные зимние, яркие и радостные летние. К последним как раз и относится «Летний день», с насыщенной зеленью деревьев и травы, и нежной (хотя тоже сдержанной) игрой оттенков между небом и его отражением в воде. В сущности, что бы Саврасов ни изображал, главное в его пейзажах – ощущение таинственной и прекрасной жизни природы. Ученик Саврасова, Константин Коровин, так писал в своих воспоминаниях: «Ступайте в природу, – говорит он нам. – Там – красота неизъяснимая… Нет выше наслаждения созерцания природы. Земля ведь рай – и жизнь тайна, прекрасная тайна… Свободно подумайте, почувствуйте и пишите... возвышайтесь чувством... Искусство и ландшафты не нужны, где нет чувства... Нет души, значит ничего не будет и в живописи – только холод и машина, одна ненужная теория... В России природа поет, разнообразие, весна какая, и осень, и зима. Поет, все поет».
«Кабинетъ», 8 октября (18.30), эстимейт 14–17 млн руб.

Александр Бенуа. «Вид на Тюильри». 1906

Франция времен Людовика XIV, романтика королевских прогулок и садов, изысканный рисунок боскетов и костюмов – именно этими темами Александр Бенуа прославлен и среди современников, и среди потомков. Трудно спорить с тем, что тоньше всего эта тема отражена в графике художника, его акварелях, с их нежной гаммой и ностальгическим мироощущением; холст и масло могут показаться для этого слегка грубоватыми. Тем не менее, в очередной раз приехав во Францию в 1905–1907 годах, Бенуа выбрал именно технику живописи для небольшого цикла своих работ. И, глядя на одну из них, становится понятно, зачем и почему. Здесь изображен вид на дворец Тюильри, составляющий единый комплекс с Лувром и ставший главной королевской резиденцией начиная с времен Людовика XVI. Более насыщенные цвета масляной живописи (трудно удержаться и не обратить внимание на густо-синие тени и контраст желтого и фиолетового на первом плане), густой мазок, плотная фактура – все это делает королевский дворец реальным и незыблемым, решительно лишает его акварельной неопределенности воспоминания или мечты и утверждает во времени, соединяя прошлое с настоящим.

Это полотно несомненно лучшее из всей станковой живописи Александра Бенуа, в последнее время появлявшейся на аукционах.
«Магнум Арс», 9 октября (20.00), эстимейт $67–80 тыс.

Александр Пушкин. Руслан и Людмила. Поэма в шести песнях, СПб., 1820. Кавказский пленник. Спб., 1824. Братья разбойники. M., 1827. Конволют

Под одной обложкой сплетены первые и редчайшие прижизненные издания Пушкина, каждое из которых имеет свою историю и представляет большую редкость. «Руслан и Людмила», вышедшая в типографии Греча – это первое издание первой книги поэта; она была напечатана в июле 1820 года, когда Пушкин был в ссылке на юге России, и свою поэму он увидел лишь в марте следующего года. Книга продавалась в книжных лавках по 10 руб. (экземпляры на веленевой бумаге по 15 руб.), тираж быстро разошелся, и цену на оставшиеся экземпляры подняли до 25 руб.

Издание «Кавказского пленника», вышедшее в 1824 году в типографии при канцелярии Министерства Внутренних дел, чрезвычайно редко – русский текст печатался с параллельным переводом на немецкий язык. «Братья разбойники», вышедшие в Москве в 1827 году, еще более необычны. Вся брошюра представляет собой сложенный лист бумаги из 16 страниц, первая и последняя из которых служат обложками – задумывалось, что книжка будет недорогой. Впрочем, книгопродавец Ширяев, скупивший тираж, решительно поднял цену и обеспечил себе полную монополию не только на первое, но и на второе издание поэмы.

Кроме уникального конволюта на аукционе представлены все прижизненные издания поэта, начиная от первой публикации и до последней, вышедшей незадолго до дуэли, книги, а также практически все альманахи и журналы, в которых при жизни Пушкина были опубликованы его произведения.
«В Никитском», 9 октября (19.00), эстимейт $180–200 тыс.

Самое читаемое:
1
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
Грандиозная выставка в Новой Третьяковке призвана показать «новый взгляд» на Михаила Врубеля, трех «Демонов» сразу и графику, сделанную художником в больнице. По-новому взглянул на наследие Врубеля и арт-критик Михаил Боде
02.11.2021
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
2
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
Реэкспозиция живописи старых мастеров в главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина понемногу готовит нас к изменениям, которые ждут музей после глобальной реконструкции
01.11.2021
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
3
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
4
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
5
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
6
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
7
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+