18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Три лучших лота недели

Каждую неделю Татьяна Маркина выбирает на отечественных аукционах три самых интересных лота. На этой неделе коллекционерам стоит обратить внимание на «Летний день» Саврасова, лучшее полотно из всей станковой живописи Александра Бенуа «Вид на Тюильри» и редчайшие прижизненные первоиздания Пушкина.

Алексей Саврасов. «Летний день». 1869

Алексей Саврасов – идеальный образец художника из списка «Родной речи». Так иногда называют тех мастеров, репродукции произведений которых напечатаны в учебниках, и этот список не изменился с советских времен по сей день. Из-за полотна «Грачи прилетели», по которому каждому из нас приходилось писать в школе изложение, Саврасов воспринимается как художник хоть и весенний, но сероватый – цветов растаявшего снега, луж, неяркого облачного неба. Кстати, и самая дорогая его картина, когда-либо проданная на торгах, «Домик в лесу» (Stockholms Auktionsverk, 2007 год, $1,5 млн), изображает все то же и все в тех же тонах. Но у художника есть пейзажи и с совсем другим настроением – сказочные и закатные зимние, яркие и радостные летние. К последним как раз и относится «Летний день», с насыщенной зеленью деревьев и травы, и нежной (хотя тоже сдержанной) игрой оттенков между небом и его отражением в воде. В сущности, что бы Саврасов ни изображал, главное в его пейзажах – ощущение таинственной и прекрасной жизни природы. Ученик Саврасова, Константин Коровин, так писал в своих воспоминаниях: «Ступайте в природу, – говорит он нам. – Там – красота неизъяснимая… Нет выше наслаждения созерцания природы. Земля ведь рай – и жизнь тайна, прекрасная тайна… Свободно подумайте, почувствуйте и пишите... возвышайтесь чувством... Искусство и ландшафты не нужны, где нет чувства... Нет души, значит ничего не будет и в живописи – только холод и машина, одна ненужная теория... В России природа поет, разнообразие, весна какая, и осень, и зима. Поет, все поет».
«Кабинетъ», 8 октября (18.30), эстимейт 14–17 млн руб.

Александр Бенуа. «Вид на Тюильри». 1906

Франция времен Людовика XIV, романтика королевских прогулок и садов, изысканный рисунок боскетов и костюмов – именно этими темами Александр Бенуа прославлен и среди современников, и среди потомков. Трудно спорить с тем, что тоньше всего эта тема отражена в графике художника, его акварелях, с их нежной гаммой и ностальгическим мироощущением; холст и масло могут показаться для этого слегка грубоватыми. Тем не менее, в очередной раз приехав во Францию в 1905–1907 годах, Бенуа выбрал именно технику живописи для небольшого цикла своих работ. И, глядя на одну из них, становится понятно, зачем и почему. Здесь изображен вид на дворец Тюильри, составляющий единый комплекс с Лувром и ставший главной королевской резиденцией начиная с времен Людовика XVI. Более насыщенные цвета масляной живописи (трудно удержаться и не обратить внимание на густо-синие тени и контраст желтого и фиолетового на первом плане), густой мазок, плотная фактура – все это делает королевский дворец реальным и незыблемым, решительно лишает его акварельной неопределенности воспоминания или мечты и утверждает во времени, соединяя прошлое с настоящим.

Это полотно несомненно лучшее из всей станковой живописи Александра Бенуа, в последнее время появлявшейся на аукционах.
«Магнум Арс», 9 октября (20.00), эстимейт $67–80 тыс.

Александр Пушкин. Руслан и Людмила. Поэма в шести песнях, СПб., 1820. Кавказский пленник. Спб., 1824. Братья разбойники. M., 1827. Конволют

Под одной обложкой сплетены первые и редчайшие прижизненные издания Пушкина, каждое из которых имеет свою историю и представляет большую редкость. «Руслан и Людмила», вышедшая в типографии Греча – это первое издание первой книги поэта; она была напечатана в июле 1820 года, когда Пушкин был в ссылке на юге России, и свою поэму он увидел лишь в марте следующего года. Книга продавалась в книжных лавках по 10 руб. (экземпляры на веленевой бумаге по 15 руб.), тираж быстро разошелся, и цену на оставшиеся экземпляры подняли до 25 руб.

Издание «Кавказского пленника», вышедшее в 1824 году в типографии при канцелярии Министерства Внутренних дел, чрезвычайно редко – русский текст печатался с параллельным переводом на немецкий язык. «Братья разбойники», вышедшие в Москве в 1827 году, еще более необычны. Вся брошюра представляет собой сложенный лист бумаги из 16 страниц, первая и последняя из которых служат обложками – задумывалось, что книжка будет недорогой. Впрочем, книгопродавец Ширяев, скупивший тираж, решительно поднял цену и обеспечил себе полную монополию не только на первое, но и на второе издание поэмы.

Кроме уникального конволюта на аукционе представлены все прижизненные издания поэта, начиная от первой публикации и до последней, вышедшей незадолго до дуэли, книги, а также практически все альманахи и журналы, в которых при жизни Пушкина были опубликованы его произведения.
«В Никитском», 9 октября (19.00), эстимейт $180–200 тыс.

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+