18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Три лучших лота недели

Каждую неделю Татьяна Маркина выбирает на отечественных аукционах три самых интересных лота. На этой неделе коллекционерам стоит обратить внимание на «Летний день» Саврасова, лучшее полотно из всей станковой живописи Александра Бенуа «Вид на Тюильри» и редчайшие прижизненные первоиздания Пушкина.

Алексей Саврасов. «Летний день». 1869

Алексей Саврасов – идеальный образец художника из списка «Родной речи». Так иногда называют тех мастеров, репродукции произведений которых напечатаны в учебниках, и этот список не изменился с советских времен по сей день. Из-за полотна «Грачи прилетели», по которому каждому из нас приходилось писать в школе изложение, Саврасов воспринимается как художник хоть и весенний, но сероватый – цветов растаявшего снега, луж, неяркого облачного неба. Кстати, и самая дорогая его картина, когда-либо проданная на торгах, «Домик в лесу» (Stockholms Auktionsverk, 2007 год, $1,5 млн), изображает все то же и все в тех же тонах. Но у художника есть пейзажи и с совсем другим настроением – сказочные и закатные зимние, яркие и радостные летние. К последним как раз и относится «Летний день», с насыщенной зеленью деревьев и травы, и нежной (хотя тоже сдержанной) игрой оттенков между небом и его отражением в воде. В сущности, что бы Саврасов ни изображал, главное в его пейзажах – ощущение таинственной и прекрасной жизни природы. Ученик Саврасова, Константин Коровин, так писал в своих воспоминаниях: «Ступайте в природу, – говорит он нам. – Там – красота неизъяснимая… Нет выше наслаждения созерцания природы. Земля ведь рай – и жизнь тайна, прекрасная тайна… Свободно подумайте, почувствуйте и пишите... возвышайтесь чувством... Искусство и ландшафты не нужны, где нет чувства... Нет души, значит ничего не будет и в живописи – только холод и машина, одна ненужная теория... В России природа поет, разнообразие, весна какая, и осень, и зима. Поет, все поет».
«Кабинетъ», 8 октября (18.30), эстимейт 14–17 млн руб.

Александр Бенуа. «Вид на Тюильри». 1906

Франция времен Людовика XIV, романтика королевских прогулок и садов, изысканный рисунок боскетов и костюмов – именно этими темами Александр Бенуа прославлен и среди современников, и среди потомков. Трудно спорить с тем, что тоньше всего эта тема отражена в графике художника, его акварелях, с их нежной гаммой и ностальгическим мироощущением; холст и масло могут показаться для этого слегка грубоватыми. Тем не менее, в очередной раз приехав во Францию в 1905–1907 годах, Бенуа выбрал именно технику живописи для небольшого цикла своих работ. И, глядя на одну из них, становится понятно, зачем и почему. Здесь изображен вид на дворец Тюильри, составляющий единый комплекс с Лувром и ставший главной королевской резиденцией начиная с времен Людовика XVI. Более насыщенные цвета масляной живописи (трудно удержаться и не обратить внимание на густо-синие тени и контраст желтого и фиолетового на первом плане), густой мазок, плотная фактура – все это делает королевский дворец реальным и незыблемым, решительно лишает его акварельной неопределенности воспоминания или мечты и утверждает во времени, соединяя прошлое с настоящим.

Это полотно несомненно лучшее из всей станковой живописи Александра Бенуа, в последнее время появлявшейся на аукционах.
«Магнум Арс», 9 октября (20.00), эстимейт $67–80 тыс.

Александр Пушкин. Руслан и Людмила. Поэма в шести песнях, СПб., 1820. Кавказский пленник. Спб., 1824. Братья разбойники. M., 1827. Конволют

Под одной обложкой сплетены первые и редчайшие прижизненные издания Пушкина, каждое из которых имеет свою историю и представляет большую редкость. «Руслан и Людмила», вышедшая в типографии Греча – это первое издание первой книги поэта; она была напечатана в июле 1820 года, когда Пушкин был в ссылке на юге России, и свою поэму он увидел лишь в марте следующего года. Книга продавалась в книжных лавках по 10 руб. (экземпляры на веленевой бумаге по 15 руб.), тираж быстро разошелся, и цену на оставшиеся экземпляры подняли до 25 руб.

Издание «Кавказского пленника», вышедшее в 1824 году в типографии при канцелярии Министерства Внутренних дел, чрезвычайно редко – русский текст печатался с параллельным переводом на немецкий язык. «Братья разбойники», вышедшие в Москве в 1827 году, еще более необычны. Вся брошюра представляет собой сложенный лист бумаги из 16 страниц, первая и последняя из которых служат обложками – задумывалось, что книжка будет недорогой. Впрочем, книгопродавец Ширяев, скупивший тираж, решительно поднял цену и обеспечил себе полную монополию не только на первое, но и на второе издание поэмы.

Кроме уникального конволюта на аукционе представлены все прижизненные издания поэта, начиная от первой публикации и до последней, вышедшей незадолго до дуэли, книги, а также практически все альманахи и журналы, в которых при жизни Пушкина были опубликованы его произведения.
«В Никитском», 9 октября (19.00), эстимейт $180–200 тыс.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+