The Art Newspaper Russia запускает подкаст об искусстве

По случаю этого события рассказываем о подкасте The Art Newspaper Russia «Провенанс», сделанном совместно с радио «Культура», и вспоминаем другие примеры, достойные внимания ценителей прекрасного

Акустический радар. Нидерланды, 1930-е. Фото: Hulton Archive
Акустический радар. Нидерланды, 1930-е.
Фото: Hulton Archive

Настала эра подкастов — появляется все больше сетевых аудиоресурсов на самые разные темы, в том числе о культуре и искусстве. Газета The Art Newspaper Russia теперь тоже говорит: подкаст «Провенанс» родился на основе одно­именной программы на радио «Культура», которую уже два года ведет главный редактор нашей газеты Милена Орлова. Гости программы — художники, музейщики, коллекционеры, кураторы, реставраторы, галеристы, антиквары — делятся секретами своей работы и обсуждают волнующие арт-сообщество темы. Удивительные истории о подделках и оригиналах, старых мастерах и радикальных акционистах, музейной экономике и авторском праве, богеме и меценатах, вдохновении и ремесле — все это теперь доступно в любом смартфоне.

Особенность подкаста «Провенанс» — живая связь каждого выпуска с какой-либо актуальной темой в мире искусства — продиктована новостным характером нашей газеты. Сейчас мы готовим новые выпуски в эпоху пост-пандемии. Слушать подкаст «Провенанс» можно на Apple Podcasts, Яндекс.Музыка, SoundCloud

Другие создатели подкастов подходят к теме по-иному.

Подкаст журнала  «Искусство»

Журнал «Искусство» запустил подкаст в 2018 году. Каждый номер журнала — тематический, он представляет собой подборку публикаций по какой-либо актуальной проблеме из области искусства и культуры. Такой же логике следуют выпуски подкастов — они совпадают с темой журнала и служат своеобразным навигатором: чем эта тема интересна, как в ней сориентироваться и на что стоит обратить внимание. Ведет подкасты шеф-редактор журнала Алина Стрельцова. Выпуски затрагивают нетривиальные сюжеты и тренды: как британские художники переосмысляют историю в эпоху Brexit, почему индийские мастера стыдятся своей традиционной культуры, как гейм-дизайнеры меняют современную архитектуру, какова роль искусства в сегодняшней экологической повестке? Подкасты ориентированы на широкую аудиторию и даже о сложных феноменах стараются говорить понятным языком.

«Зачем я это увидел?», подкаст Arzamas

Проект Arzamas все ближе подбирается к тому, чтобы стать наиболее полной онлайн-энциклопедией гуманитарных знаний на русском языке. Команда проекта начала делать подкасты одной из первых в России, и сейчас в мобильном приложении «Радио Arzamas» доступно множество аудиоматериалов. В подкасте «Зачем я это увидел?» замдиректора ГМИИ им. Пушкина, профессор Илья Доронченков беседует с редактором сайта Arzamas Кириллом Головастиковым о главных выставках сезона — российских и зарубежных. Ведущие обсуждают произведения искусства подробно и со знанием дела; беседы информативны, при этом изобилуют меткими метафорами. Цикл интересен как любителям, так и профессионалам: Доронченков часто подмечает детали, которые раньше ускользали от взгляда.

Подкаст онлайн-журнала Sreda фонда V-A-C

В конце апреля фонд V-A-C запустил онлайн-журнал Sreda — микромедиа на русском или английском языках, посвященное российской культуре, изменениям в сфере искусства и будущему арт-индустрии. Название журнала в том числе отражает его жизненный цикл: обновление происходит каждую среду, при этом предыдущие материалы с сайта исчезают (тексты и художественные работы, похоже, безвозвратно, а подкасты сохраняются в Apple Podcasts). Выпуски подкаста связаны с проектами фонда или осмысляют актуальные проблемы художественной среды. Так, в одном из выпусков теоретик искусства Олег Аронсон, руководитель проекта «Полка» Юрий Сапрыкин, редактор издательства Common Place Иван Аксенов и старший редактор V-A-C Press Дмитрий Потемкин обсуждают трактат Льва Толстого «Что такое искусство?» (1897). В другом куратор V-A-C Екатерина Чучалина и куратор театральных программ фонда Анна Ильдатова беседуют с кинокритиком Марией Кувшиновой, в частности, об этике и границах художественной свободы на примере нашумевшего проекта «Дау».

«Наше время», подкаст школы Masters

Петербургская школа Masters — частный образовательный проект в области искусства. Помимо очных лекций и онлайн-курсов, у него есть издание Masters Journal и подкаст «Наше время», который ведет театровед и музыкальный критик Дмитрий Ренанский. Подкаст посвящен разным формам искусства: современному театру, академической музыке, визуальным искусствам и междисциплинарным проектам. Например, в беседе с художницей Ксенией Перетрухиной обсуждалось, может ли театр существовать в цифровом пространстве и чем хороша «ИзоИзоляция», а в выпуске с арт-критиком Анной Толстовой говорили о том, как 2020 год изменит положение дел на арт-сцене и нужно ли России принимать участие в Венецианской биеннале.

«Хочу все знать. Искусство», подкаст радио «Маяк»

Ведущие подкаста радио «Маяк» «Хочу все знать» Алексей Веселкин и Денис Николаев приглашают в студию экспертов в разных областях. В регулярной рубрике «Искусство» историк искусства и галерист Виктория Анисимова рассказывает о разных периодах, стилях и направлениях в искусстве. Этот подкаст обстоятельный, подробный и самый продолжительный. В отличие от большинства других, он уделяет внимание искусству не только современному, но и классическому и античному. Список выпусков впечатляет широтой тем — от памятников культуры Древнего Египта до XX века. Отдельный блок посвящен российским живописцам — от передвижников до авангардистов. Прослушивание подкаста может послужить неплохим вводным курсом в историю искусства или помочь освежить свои знания в этой области. 

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+