18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Тридцать три несчастья из любви к искусству

Режиссер и постановщик шоу Альфредо Аккатино написал книгу о художниках-маргиналах, в которой самое важное — последняя глава

В книге Альфредо Аккатино «Таланты без поклонников. Аутсайдеры в искусстве» собраны биографии 36 относительно неизвестных художников XX века. «Относительно» — потому что все-таки почти о каждом из них есть страница в Википедии. Но они явно не герои первого ряда, и потребовалось некоторое интеллектуальное усилие, авторская воля, чтобы найти их и собрать в единый хор, окрестив сие нестройное многоголосие «Аутсайдерами в искусстве». Наверное, это не слишком почтительно по отношению к художникам, но правильно с точки зрения маркетинга: один раз название книги увидишь — и уже не забудешь.

Итак, герои книги — художники-маргиналы. Все они посвятили себя искусству, все считали творчество главным занятием в жизни. Одни предавались «арту» с большой профессиональной ответственностью, рефлексией, владея ремеслом; другие полагались лишь на темперамент и интуицию. Единственное, помимо искусства, обстоятельство, объединяющее всех персонажей этой книги, — выпавшие на их долю нечеловеческие страдания. «История моих бедствий» Пьера Абеляра кажется милой рождественской сказкой в сравнении с концентрацией несправедливости, испытаний и мук, с которыми сталкивались художники-аутсайдеры. Сиротство, пережитое в детстве насилие, душевная болезнь, проституция, сексуальная неразборчивость, туберкулез, инвалидность, депрессия, нацистские концлагеря, самоубийство, наркотики, ранняя смерть — нужно было иметь как минимум три из этих чудовищных обстоятельств в биографии, чтобы попасть под обложку «Аутсайдеров в искусстве».

Вот, например, баронесса Эльза фон Фрейтаг-Лорингхофен (1874–1927), рекордсменка по количеству личных катастроф: девочка без детства (отец — насильник, мать рано умерла — от сифилиса), в юности — проститутка и актриса берлинских кабаре, три замужества, причем два первых мужа — гомосексуалы, а третий — немецкий барон без гроша в кармане, покончивший жизнь самоубийством. Помимо Берлина, Эльза прожигала годы в Нью-Йорке и Париже, где умерла, отравившись бытовым газом — то ли случайно, то ли намеренно. При этом она была первоклассным мастером перформанса, и есть версия, что именно она подсказала в 1917 году Марселю Дюшану идею реди-мейдов.

Станислав Игнаций Виткевич (1885–1939) — вундеркинд, уже в 20 лет знавший 5 языков, впоследствии написавший 43 драмы, 2 романа и сотню картин. Экспериментировал с наркотиками и в финале жизни принял яд, попав в тиски между советскими и немецкими войсками при разделе Польши в начале Второй мировой войны. Сегодня его имя носит театр в Закопане.

Китаянка Пай Юйлян (1895–1977) восьми лет от роду потеряла родителей, в 14 лет была отдана родным дядей в публичный дом, откуда ее 17-летней выкупил и сделал своей женой один таможенный офицер. При нем она расцвела, выучилась на художника, стажировалась в Европе, была первой женщиной, которая сделала в Китае персональную выставку. Но темное прошлое преследовало Пай Юйлян до конца дней: у нее не могло быть детей, и с мужем она из-за этого рассталась, а потом и вовсе покинула родину.

Арнальдо Бадоди (1913–1943) — надежда итальянского искусства: в 25 лет он уже выставлялся на Венецианской биеннале, причем показывал мрачные провидческие картины типа «Самоубийства художника». Ушел на войну, в сталинградском котле попал в плен и умер в советском госпитале от тифа.

Эльфрида Лозе-Вехтлер (1899–1940) — заметная героиня немецкого экспрессионизма и «новой вещественности», ее сравнивали с Эгоном Шиле и Оскаром Кокошкой. Хрупкая психика вкупе с жизненными неурядицами довели ее до психиатрической клиники. В середине 1930-х нацистская власть признала ее картины «дегенеративными». Саму ее в 1935 году насильственно стерилизовали, а в 1940-м, по программе очищения Третьего рейха от психически нездоровых людей, отправили в газовую камеру.

Амрита Шле-Гир (1913–1941) — индийская Фрида Кало, дочь сикхского аристократа и венгерской оперной певицы. Родилась в Будапеште, росла в Пенджабе, училась во Флоренции и Париже. В 1933-м была единственной восточной женщиной — участницей Парижского салона. Позировала обнаженной — невообразимая вольность для индийской (пусть даже наполовину) девушки. Лучшие ее работы — тонкий сплав европейской традиции и индийского антуража. Умерла в 29 лет: то ли ее отравил муж, то ли от последствий неудачного аборта.

В общем, если вы любите сериал «Американская история ужасов», эта книга для вас.

Чем дальше листаешь этот трагический калейдоскоп, тем чаще задаешься вопросами: зачем нагнетать ужасы? чтобы не ослабевал читательский интерес? Судебные и криминальные хроники для этих целей подходят несравненно лучше. Поведать, что занятие творчеством — не только огни вернисажей и продажи на Sotheby’s, что все может обернуться впустую потраченной жизнью, сломанной психикой, ранней смертью? Но от этих напастей не застрахованы и обычные люди — разница лишь в том, что в их судьбе нет волшебства, радости, везения, озарения — творчества.

Вот этой радости в книге явно не хватает. А ведь именно она, как учит знаменитый исследователь субъективного благополучия философ Михай Чиксентмихайи («Поток. Психология оптимального переживания»), и есть ключ к счастью. Какой-нибудь алкоголик-доходяга за мольбертом может чувствовать полноту жизни сильнее иного состоятельного обывателя.

В процессе чтения трудно проникнуться симпатией к автору — коллекционеру «занятных» жизненных историй. Его разбросанные по тексту сентенции умиляют. «Чем более невыносима жизнь, тем выразительнее произведения художника». Или такое: «Мы читаем биографии — от Караваджо до Тулуз-Лотрека — и приходим в восторг от историй о преступлениях, о крушениях и бесчинствах. В общем, от всего того, что попахивает смесью скипидара и крови». И еще: «Безумие и отчужденность, с их зловещим очарованием, запахом мочи и опилок, равно как и самоубийство, зависимости и сексуальное расстройство — все это так или иначе меняет наше восприятие художника и его творчества, придавая последнему романтический флер». Хочется ему возразить: «Нет, вы ошиблись. Запах мочи, скипидара, крови и опилок совсем не приводит в восторг. Вы не поверите, но иногда острое переживание получаешь, рассматривая краски на холсте».

Так кто же он, наш новый Вазари? В этом году Альфредо Аккатино исполняется 60 лет. Режиссер по образованию, в Италии он известен как постановщик грандиозных шоу. Например, открытия и закрытия Олимпийских игр в Турине (2006) и Экспо (2015) в Милане. За последние 11 лет его четырежды награждали Best Event Award как лучшего event-дизайнера Европы. Он автор полудюжины юмористических книг, руководитель тренд-журнала NOT (2006–2013).

Альфредо Аккатино не случайно когда-то учился на режиссера. Как в фильмах Ларса фон Триера или Квентина Тарантино последняя сцена меняет весь смысл картины, так и финал его книги переворачивает все с ног на голову (или наоборот). Эту последнюю главу автор посвятил своему отцу — художнику Энрико Аккатино (1920–2007). «Папа привил мне любовь к изобразительному искусству и наделил привилегией не испытывать благоговейного страха ни перед кем и ни перед чем, любить или не любить что-то, не думая о том, что покажусь кому-то невежественным».

Глава начинается со сцены, когда автор с братом освобождают мастерскую недавно умершего отца, пакуют и перевозят на новое место его скульптуру, холсты и альбомы. Буквально прикасаясь к тому, что многие десятилетия составляло смысл жизни художника, автор размышляет об одержимости искусством. Для него это очень личная история. Возможно, сам он избежал «инфицирования», но наблюдал «недуг» с близкого расстояния. «Всю свою жизнь отец хотел быть

художником, причем именно быть, а не просто работать. И делать это так, как будто завтра никогда не наступит». Удивительно вдвойне, что «мания творчества» самозародилась у Энрико Аккатино еще в раннем детстве, когда в родной деревне он пас скот и параллельно рисовал коз и гусей, и вела его до последних дней. Он окончил Академию художеств в Риме, жил в Париже, писал, ваял, делал гобелены, преподавал — всегда был занят проектами.

Книга, собственно, и есть дань памяти отцу — и в этом качестве она получилась превосходной. Четырежды лауреат Best Event Award — слишком креативный человек, чтобы ограничиться одним биографическим эссе. Он подобрал в компанию отцу таких же одержимых безумцев, любивших искусство сильнее денег и официального признания, и дал их сводный портрет на фоне XX века.

Альфредо Аккатино. Таланты без поклонников. Аутсайдеры в искусстве. М.: Слово/Slovo, 2020. 304 с.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+