18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Постановщик непосредственных фотографий

Умер очень хороший фотограф Сергей Чиликов, умевший соединять в своих снимках несоединимое. Он не дожил пяти дней до 67-летия

Сергей Чиликов. Фото: Александр Лепешкин
Сергей Чиликов.
Фото: Александр Лепешкин

Сергей Чиликов по образованию был философом, кандидатом наук, преподавал в институте, а с начала 1990-х стал профессиональным фотографом. Жил в Йошкар-Оле, выставлялся в Москве, Лондоне, Париже и Риме. В застойные времена был соорганизатором и участником неформального объединения фотографов и художников Йошкар-Олы и Чебоксар «Факт», устраивал «Аналитические выставки фотографии» в родном городе, собирал у себя на даче творческие компании, регулярно организовывал выставки в Москве и других российских городах. В 1990-е стал снимать, как тогда было принято многими, провокативно — с обнаженкой, постановочно, на грани приличий, но с мягким юмором, с полным приятием своих незадачливых героев. Он не столько манипулировал ими, хотя можно и так сказать, сколько превращал в актеров срежиссированных им кадров, мизансцен из провинциальной жизни. Так и продолжал снимать в 2000-е и позже, когда фотомода поменялась, но Чиликов был уже настолько сформировавшимся и известным фотографом, что был вне моды и направлений, со своей темой, исключительно жизненной, но не репортажной.

Сергей Чиликов. Фото: Галерея «ФотоДепартамент»
Сергей Чиликов.
Фото: Галерея «ФотоДепартамент»

В 2001 году он начал работать с Ольгой Свибловой, и союз с ней сделал Чиликова знаменитым. Директор Московского дома фотографии показывала его работы у себя в музее, на организованных ею фотобиеннале, на своих стендах на международных фотографических фестивалях и ярмарках. Он был с успехом выставлен на международном фестивале в Арле, ярмарках Paris Photo и Photo London. Работы Чиликова стали попадать в музеи и печататься в книгах. Сотрудничал он и с московскими галеристами, но недолго: фотографии у него оказались мало коммерческими.

Да и характер у Чиликова, как выяснилось, специфический. Он был безусловно умен, но косил под простака, любил придуриваться, а то и побуянить — не со зла, а эффекта ради. Однако был добр и приветлив. Если хотел, мог стать очень обаятельным — такой широкий русский человек, которого иногда хотелось сузить. Все это проявлялось и в его работах.

Когда называют фамилию известного фотографа, как правило, сразу перед глазами всплывает одна его фотография, запавшая в память, ставшая визиткой, она чаще других попадает на афиши выставок и на обложки книг. У Сергея Чиликова такое «Желтое платье»: женщина бежит от зрителя мимо деревянного забора вперед, к дороге, в грозовую тучу. Контраст цветов, диагональная композиция кадра, тяжелая поступь спешащей, но увязающей в песке женщины — саспенс.

Сергей Чиликов. Фото: Крокин галерея
Сергей Чиликов.
Фото: Крокин галерея

Но этот блестящий снимок не характерен для всего его творчества. Главная тема Чиликова — маленький человек в предлагаемых фотографом обстоятельствах, когда проявляются его скрытые страсти, неосознанные желания, подавленная сексуальность. Девушки и женщины с голыми попами и грудью, мужики, затянувшиеся папироской, тетки в нелепых платьях, усталые пожилые женщины на обшарпанной коммунальной кухне, предоставленные самим себе неунывающие дети и унылые подростки, ничего про себя не понимающие, — его герои. Часто они смешные, но никогда не жалкие и не убогие. Чиликову все они нравятся, просто он хочет внимательнее их рассмотреть в выдуманных или, как в серии «Пляж», реальных ситуациях.

«Фотопровокации» — название нескольких его выставок, но провокативность снимков обманчива. Ни к чему плохому, опасному, саморазоблачительному Чиликов никого не подстрекает. Для этого он слишком сентиментален, снисходителен и добр. Он умел любить людей такими, какие они есть, относился к жизни философски. Обаяние его фотографий, их особенность — в соединении несоединимого: срежиссированности и непосредственности, насмешки и нежности, пристального взгляда на героя и сохранения дистанции с ним, — уважение к праву человека оставаться неразгаданным.

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин
В переписке знаменитой английской писательницы с сестрой Кассандрой раскрываются ее вкусы в одежде и навыки повседневной экономии. Историк моды Хилари Дэвидсон на основе этих писем разворачивает картину женской жизни в конце XVIII — начале XIX века
17.11.2023
Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+