18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Постановщик непосредственных фотографий

Умер очень хороший фотограф Сергей Чиликов, умевший соединять в своих снимках несоединимое. Он не дожил пяти дней до 67-летия

Сергей Чиликов по образованию был философом, кандидатом наук, преподавал в институте, а с начала 1990-х стал профессиональным фотографом. Жил в Йошкар-Оле, выставлялся в Москве, Лондоне, Париже и Риме. В застойные времена был соорганизатором и участником неформального объединения фотографов и художников Йошкар-Олы и Чебоксар «Факт», устраивал «Аналитические выставки фотографии» в родном городе, собирал у себя на даче творческие компании, регулярно организовывал выставки в Москве и других российских городах. В 1990-е стал снимать, как тогда было принято многими, провокативно — с обнаженкой, постановочно, на грани приличий, но с мягким юмором, с полным приятием своих незадачливых героев. Он не столько манипулировал ими, хотя можно и так сказать, сколько превращал в актеров срежиссированных им кадров, мизансцен из провинциальной жизни. Так и продолжал снимать в 2000-е и позже, когда фотомода поменялась, но Чиликов был уже настолько сформировавшимся и известным фотографом, что был вне моды и направлений, со своей темой, исключительно жизненной, но не репортажной.

В 2001 году он начал работать с Ольгой Свибловой, и союз с ней сделал Чиликова знаменитым. Директор Московского дома фотографии показывала его работы у себя в музее, на организованных ею фотобиеннале, на своих стендах на международных фотографических фестивалях и ярмарках. Он был с успехом выставлен на международном фестивале в Арле, ярмарках Paris Photo и Photo London. Работы Чиликова стали попадать в музеи и печататься в книгах. Сотрудничал он и с московскими галеристами, но недолго: фотографии у него оказались мало коммерческими.

Да и характер у Чиликова, как выяснилось, специфический. Он был безусловно умен, но косил под простака, любил придуриваться, а то и побуянить — не со зла, а эффекта ради. Однако был добр и приветлив. Если хотел, мог стать очень обаятельным — такой широкий русский человек, которого иногда хотелось сузить. Все это проявлялось и в его работах.

Когда называют фамилию известного фотографа, как правило, сразу перед глазами всплывает одна его фотография, запавшая в память, ставшая визиткой, она чаще других попадает на афиши выставок и на обложки книг. У Сергея Чиликова такое «Желтое платье»: женщина бежит от зрителя мимо деревянного забора вперед, к дороге, в грозовую тучу. Контраст цветов, диагональная композиция кадра, тяжелая поступь спешащей, но увязающей в песке женщины — саспенс.

Но этот блестящий снимок не характерен для всего его творчества. Главная тема Чиликова — маленький человек в предлагаемых фотографом обстоятельствах, когда проявляются его скрытые страсти, неосознанные желания, подавленная сексуальность. Девушки и женщины с голыми попами и грудью, мужики, затянувшиеся папироской, тетки в нелепых платьях, усталые пожилые женщины на обшарпанной коммунальной кухне, предоставленные самим себе неунывающие дети и унылые подростки, ничего про себя не понимающие, — его герои. Часто они смешные, но никогда не жалкие и не убогие. Чиликову все они нравятся, просто он хочет внимательнее их рассмотреть в выдуманных или, как в серии «Пляж», реальных ситуациях.

«Фотопровокации» — название нескольких его выставок, но провокативность снимков обманчива. Ни к чему плохому, опасному, саморазоблачительному Чиликов никого не подстрекает. Для этого он слишком сентиментален, снисходителен и добр. Он умел любить людей такими, какие они есть, относился к жизни философски. Обаяние его фотографий, их особенность — в соединении несоединимого: срежиссированности и непосредственности, насмешки и нежности, пристального взгляда на героя и сохранения дистанции с ним, — уважение к праву человека оставаться неразгаданным.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
3
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
4
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
5
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
6
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Почти полмиллиона человек посмотрели юбилейную выставку Брюллова, что также сделало ее самой посещаемой выставкой страны за последние пять лет
15.05.2025
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
7
Что смотреть на «Арт Москве»: маскоты, крокодилы, космос и балет
Ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва», объединяющей темой которой стал диалог, продолжится в Гостином Дворе до 27 апреля
25.04.2025
Что смотреть на «Арт Москве»: маскоты, крокодилы, космос и балет
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+