Постановщик непосредственных фотографий

Умер очень хороший фотограф Сергей Чиликов, умевший соединять в своих снимках несоединимое. Он не дожил пяти дней до 67-летия

Сергей Чиликов. Фото: Александр Лепешкин
Сергей Чиликов.
Фото: Александр Лепешкин

Сергей Чиликов по образованию был философом, кандидатом наук, преподавал в институте, а с начала 1990-х стал профессиональным фотографом. Жил в Йошкар-Оле, выставлялся в Москве, Лондоне, Париже и Риме. В застойные времена был соорганизатором и участником неформального объединения фотографов и художников Йошкар-Олы и Чебоксар «Факт», устраивал «Аналитические выставки фотографии» в родном городе, собирал у себя на даче творческие компании, регулярно организовывал выставки в Москве и других российских городах. В 1990-е стал снимать, как тогда было принято многими, провокативно — с обнаженкой, постановочно, на грани приличий, но с мягким юмором, с полным приятием своих незадачливых героев. Он не столько манипулировал ими, хотя можно и так сказать, сколько превращал в актеров срежиссированных им кадров, мизансцен из провинциальной жизни. Так и продолжал снимать в 2000-е и позже, когда фотомода поменялась, но Чиликов был уже настолько сформировавшимся и известным фотографом, что был вне моды и направлений, со своей темой, исключительно жизненной, но не репортажной.

Сергей Чиликов. Фото: Галерея «ФотоДепартамент»
Сергей Чиликов.
Фото: Галерея «ФотоДепартамент»

В 2001 году он начал работать с Ольгой Свибловой, и союз с ней сделал Чиликова знаменитым. Директор Московского дома фотографии показывала его работы у себя в музее, на организованных ею фотобиеннале, на своих стендах на международных фотографических фестивалях и ярмарках. Он был с успехом выставлен на международном фестивале в Арле, ярмарках Paris Photo и Photo London. Работы Чиликова стали попадать в музеи и печататься в книгах. Сотрудничал он и с московскими галеристами, но недолго: фотографии у него оказались мало коммерческими.

Да и характер у Чиликова, как выяснилось, специфический. Он был безусловно умен, но косил под простака, любил придуриваться, а то и побуянить — не со зла, а эффекта ради. Однако был добр и приветлив. Если хотел, мог стать очень обаятельным — такой широкий русский человек, которого иногда хотелось сузить. Все это проявлялось и в его работах.

Когда называют фамилию известного фотографа, как правило, сразу перед глазами всплывает одна его фотография, запавшая в память, ставшая визиткой, она чаще других попадает на афиши выставок и на обложки книг. У Сергея Чиликова такое «Желтое платье»: женщина бежит от зрителя мимо деревянного забора вперед, к дороге, в грозовую тучу. Контраст цветов, диагональная композиция кадра, тяжелая поступь спешащей, но увязающей в песке женщины — саспенс.

Сергей Чиликов. Фото: Крокин галерея
Сергей Чиликов.
Фото: Крокин галерея

Но этот блестящий снимок не характерен для всего его творчества. Главная тема Чиликова — маленький человек в предлагаемых фотографом обстоятельствах, когда проявляются его скрытые страсти, неосознанные желания, подавленная сексуальность. Девушки и женщины с голыми попами и грудью, мужики, затянувшиеся папироской, тетки в нелепых платьях, усталые пожилые женщины на обшарпанной коммунальной кухне, предоставленные самим себе неунывающие дети и унылые подростки, ничего про себя не понимающие, — его герои. Часто они смешные, но никогда не жалкие и не убогие. Чиликову все они нравятся, просто он хочет внимательнее их рассмотреть в выдуманных или, как в серии «Пляж», реальных ситуациях.

«Фотопровокации» — название нескольких его выставок, но провокативность снимков обманчива. Ни к чему плохому, опасному, саморазоблачительному Чиликов никого не подстрекает. Для этого он слишком сентиментален, снисходителен и добр. Он умел любить людей такими, какие они есть, относился к жизни философски. Обаяние его фотографий, их особенность — в соединении несоединимого: срежиссированности и непосредственности, насмешки и нежности, пристального взгляда на героя и сохранения дистанции с ним, — уважение к праву человека оставаться неразгаданным.

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
4
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
5
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
6
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
7
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Немецкий экспрессионист, несомненно, пребывал в депрессии, которая могла спровоцировать самоубийство. Однако, согласно новой версии современных экспертов, дважды выстрелить в себя из браунинга он не мог
08.11.2021
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+