Пещерный конфликт

Назначение нового директора музея-заповедника «Дивногорье» завершило затянувшийся конфликт между коллективом музея, Воронежской епархией и областной администрацией

Музей-заповедник Дивногорье. Малые Дивы. Пещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи. Фото: Музей-заповедник «Дивногорье»
Музей-заповедник Дивногорье. Малые Дивы. Пещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи.
Фото: Музей-заповедник «Дивногорье»

Директором Природного, архитектурно-археологического музея-заповедника «Дивногорье» в Воронежской области назначена Елена Клёпова; ее предыдущим местом работы был Историко-культурный центр «Дворцовый комплекс Ольденбургских», где она занимала пост заместителя директора. Этому назначению предшествовал длящийся больше года конфликт между коллективом музея и местными властями, в том числе воронежским губернатором Александром Гусевым.

Музей-заповедник «Дивногорье» в Лискинском районе Воронежской области расположен в уникальном и очень красивом месте на слиянии рек Тихая Сосна и Дон. Местный ландшафт сформирован меловыми породами, оставшимися от высохшего миллионы лет назад озера. Главная достопримечательность здесь — «дивы», меловые скалы, в которых сохранились пещеры, галереи и храм Сицилийской иконы Божьей Матери, вырытые в прошлом, и нельзя сказать точно, когда именно.

Первое упоминание об этой иконе относится к 1831 году, когда она чудесным образом была явлена в пещерном храме. До начала 1930-х годов в нем служили монахи Дивногорского Свято-Успенского монастыря. Потом монастырь был закрыт, а территория, где он находился, постепенно пришла в запустение. В 1991 году тут был открыт музей-заповедник, со временем превратившийся в одну из главных достопримечательностей области. В 2016 году «Дивногорье» получило статус объекта культурного наследия федерального значения.

Церковь Сицилийской иконы Божией матери. Фото: Музей-заповедник «Дивногорье»
Церковь Сицилийской иконы Божией матери.
Фото: Музей-заповедник «Дивногорье»

Три года назад возрожденный Дивногорский Свято-Успенский монастырь начал добиваться передачи ему храма Сицилийской иконы Божьей Матери. В марте прошлого года стало известно, что эта передача может состояться. С готовящегося местными властями решения передать храм, находящийся в ведении музея, и начались конфликты, имевшие большой резонанс в прессе.

Музей решительно не хотел передавать свой центральный объект, привлекающий особое внимание экскурсантов, объясняя, что условия его сохранности монастырь обеспечить не может. К тому же в церкви Сицилийской иконы Божьей Матери и так регулярно совершались богослужения. Руководство «Дивногорья» получило поддержку музейного сообщества.

Именно несогласием с передачей пещерного храма местные журналисты объясняли решение покинуть свой пост основательницы музея-заповедника и его директора на протяжении 28 лет Марины Лыловой. При ней «Дивногорье» превратилось в центр активного туризма, были созданы экскурсионные маршруты по археологии, природе и истории места. Музей готовил документы для включения «Дивногорья» в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Четырежды он получал гранты от Фонда Владимира Потанина на развитие различных программ.

Пещерный комплекс в Больших Дивах. Фото: Музей-заповедник «Дивногорье»
Пещерный комплекс в Больших Дивах.
Фото: Музей-заповедник «Дивногорье»

С уходом Лыловой в апреле прошлого года исполняющей обязанности директора музея-заповедника стала ее заместитель Софья Кондратьева. Она проработала здесь 11 лет, была автором многих начинаний. В апреле 2018 года Владимир Путин вручил ей президентскую премию за воплощение инновационных музейных проектов. Она автор научных статей об эпохе палеолита и пещерной архитектуре. Естественно, что Кондратьева была главным претендентом на пост директора «Дивногорья». Но 27 мая 2020 года Департамент культуры Воронежской области назначил на эту должность Елену Клёпову.

С этого момента борьба за храм перешла в борьбу за Кондратьеву. Тем более что решение о передаче церкви епархии было приостановлено. Сотрудники «Дивногорья» написали открытое письмо министру культуры РФ Ольге Любимовой, воронежскому губернатору Александру Гусеву и руководителю областного департамента культуры Марии Мазур. Они просили назначить руководителем «Дивногорья» Софью Кондратьеву, поскольку она много сделала для музея, знает его специфику и успешно справлялась с исполнением обязанностей директора в течение года. Сама Кондратьева объявила, что уйдет из музея, если в него придет новый директор. В результате новый директор назначена, а Кондратьевой запрещено давать интервью без согласования с местным департаментом культуры.

Завершающим событием в истории с назначениями стала прошедшая 5 июня видеоконференция министра культуры Ольги Любимовой и губернатора Александра Гусева. Как написано в сообщении на портале министерства, они «детально обсудили ситуацию, связанную с кадровыми назначениями в музее-заповеднике „Дивногорье“». Новый директор музея приступила к своим обязанностям. Клёпова — противница передачи музейного храма Воронежской епархии, и она надеется, что Кондратьева не покинет «Дивногорье».

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
5
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
В свой юбилейный год московский музей реконструирует еще одно крыло Бахметьевского гаража и устроит выставки крупнейших художников, в том числе Рембрандта и Клюна
02.09.2021
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+