Пещерный конфликт

Назначение нового директора музея-заповедника «Дивногорье» завершило затянувшийся конфликт между коллективом музея, Воронежской епархией и областной администрацией

Музей-заповедник Дивногорье. Малые Дивы. Пещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи. Фото: Музей-заповедник «Дивногорье»
Музей-заповедник Дивногорье. Малые Дивы. Пещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи.
Фото: Музей-заповедник «Дивногорье»

Директором Природного, архитектурно-археологического музея-заповедника «Дивногорье» в Воронежской области назначена Елена Клёпова; ее предыдущим местом работы был Историко-культурный центр «Дворцовый комплекс Ольденбургских», где она занимала пост заместителя директора. Этому назначению предшествовал длящийся больше года конфликт между коллективом музея и местными властями, в том числе воронежским губернатором Александром Гусевым.

Музей-заповедник «Дивногорье» в Лискинском районе Воронежской области расположен в уникальном и очень красивом месте на слиянии рек Тихая Сосна и Дон. Местный ландшафт сформирован меловыми породами, оставшимися от высохшего миллионы лет назад озера. Главная достопримечательность здесь — «дивы», меловые скалы, в которых сохранились пещеры, галереи и храм Сицилийской иконы Божьей Матери, вырытые в прошлом, и нельзя сказать точно, когда именно.

Первое упоминание об этой иконе относится к 1831 году, когда она чудесным образом была явлена в пещерном храме. До начала 1930-х годов в нем служили монахи Дивногорского Свято-Успенского монастыря. Потом монастырь был закрыт, а территория, где он находился, постепенно пришла в запустение. В 1991 году тут был открыт музей-заповедник, со временем превратившийся в одну из главных достопримечательностей области. В 2016 году «Дивногорье» получило статус объекта культурного наследия федерального значения.

Церковь Сицилийской иконы Божией матери. Фото: Музей-заповедник «Дивногорье»
Церковь Сицилийской иконы Божией матери.
Фото: Музей-заповедник «Дивногорье»

Три года назад возрожденный Дивногорский Свято-Успенский монастырь начал добиваться передачи ему храма Сицилийской иконы Божьей Матери. В марте прошлого года стало известно, что эта передача может состояться. С готовящегося местными властями решения передать храм, находящийся в ведении музея, и начались конфликты, имевшие большой резонанс в прессе.

Музей решительно не хотел передавать свой центральный объект, привлекающий особое внимание экскурсантов, объясняя, что условия его сохранности монастырь обеспечить не может. К тому же в церкви Сицилийской иконы Божьей Матери и так регулярно совершались богослужения. Руководство «Дивногорья» получило поддержку музейного сообщества.

Именно несогласием с передачей пещерного храма местные журналисты объясняли решение покинуть свой пост основательницы музея-заповедника и его директора на протяжении 28 лет Марины Лыловой. При ней «Дивногорье» превратилось в центр активного туризма, были созданы экскурсионные маршруты по археологии, природе и истории места. Музей готовил документы для включения «Дивногорья» в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Четырежды он получал гранты от Фонда Владимира Потанина на развитие различных программ.

Пещерный комплекс в Больших Дивах. Фото: Музей-заповедник «Дивногорье»
Пещерный комплекс в Больших Дивах.
Фото: Музей-заповедник «Дивногорье»

С уходом Лыловой в апреле прошлого года исполняющей обязанности директора музея-заповедника стала ее заместитель Софья Кондратьева. Она проработала здесь 11 лет, была автором многих начинаний. В апреле 2018 года Владимир Путин вручил ей президентскую премию за воплощение инновационных музейных проектов. Она автор научных статей об эпохе палеолита и пещерной архитектуре. Естественно, что Кондратьева была главным претендентом на пост директора «Дивногорья». Но 27 мая 2020 года Департамент культуры Воронежской области назначил на эту должность Елену Клёпову.

С этого момента борьба за храм перешла в борьбу за Кондратьеву. Тем более что решение о передаче церкви епархии было приостановлено. Сотрудники «Дивногорья» написали открытое письмо министру культуры РФ Ольге Любимовой, воронежскому губернатору Александру Гусеву и руководителю областного департамента культуры Марии Мазур. Они просили назначить руководителем «Дивногорья» Софью Кондратьеву, поскольку она много сделала для музея, знает его специфику и успешно справлялась с исполнением обязанностей директора в течение года. Сама Кондратьева объявила, что уйдет из музея, если в него придет новый директор. В результате новый директор назначена, а Кондратьевой запрещено давать интервью без согласования с местным департаментом культуры.

Завершающим событием в истории с назначениями стала прошедшая 5 июня видеоконференция министра культуры Ольги Любимовой и губернатора Александра Гусева. Как написано в сообщении на портале министерства, они «детально обсудили ситуацию, связанную с кадровыми назначениями в музее-заповеднике „Дивногорье“». Новый директор музея приступила к своим обязанностям. Клёпова — противница передачи музейного храма Воронежской епархии, и она надеется, что Кондратьева не покинет «Дивногорье».

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
4
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
5
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
«Натюрморт с яблоками» Кузьмы Петрова-Водкина сняли с Sotheby’s, однако другие работы ушли по £1 млн, включая «Натюрморт с чайником и подносом» Петра Кончаловского, который предварительно был оценен в £280–350 тыс.
30.11.2021
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
6
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
7
Дэвид Хокни рассуждает о том, почему лучше рисовать, а не фотографировать
Классик современного британского искусства считает, что для того, чтобы увидеть мир во всей его красоте, надо его рисовать, а не фотографировать, так как камера видит мир геометрически, а мы должны видеть психологически
16.11.2021
Дэвид Хокни рассуждает о том, почему лучше рисовать, а не фотографировать
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+