Директор Галереи Уффици предложил передать религиозное искусство из музеев в церкви

Поскольку множество итальянских церквей находится в ведении государственного Фонда религиозных зданий, юридическое оформление такой передачи будет простым: работы просто переведут из одного государственного ведомства в другое

Дуччо ди Буонинсенья. «Мадонна с Младенцем и ангелами» («Мадонна Ручеллаи»). 1285. Фото: The Uffizi
Дуччо ди Буонинсенья. «Мадонна с Младенцем и ангелами» («Мадонна Ручеллаи»). 1285.
Фото: The Uffizi

Директор флорентийской Галереи Уффици Айке Шмидт заявил, что, по его мнению, многие произведения религиозного искусства, находящиеся сегодня в музеях и хранилищах Италии, следует вернуть в церкви, для которых они были созданы. Он даже предложил вернуть «Мадонну Ручеллаи» (около 1275) Дуччо, одно из самых знаменитых произведений Проторенессанса в собрании Уффици, обратно во флорентийскую церковь Санта-Мария Новелла, откуда ее забрали в 1948 году.

Эта идея возникла, когда команда Уффици разрабатывала стратегию реагирования на пандемию коронавируса. В числе прочего рассматривалась возможность диверсифицировать, распределить экспонаты по разным площадкам, таким образом создав музей, «рассеянный» за пределами стен галереи.

Шмидт признал, что у демонстрации искусства в музее есть свои плюсы. К примеру, сейчас «Мадонна Ручеллаи» экспонируется рядом с алтарными образами кисти двух других суперзвезд средневековой итальянской живописи, Чимабуэ и Джотто, так что у посетителей есть возможность сопоставить их. Однако, по его словам, изъятие «Мадонны Ручеллаи» из церкви Санта-Мария Новелла лишило произведение важнейшего элемента его истории и смысла.

Церковь Санта-Мария Новелла. Фото: Eleonora Altomare
Церковь Санта-Мария Новелла.
Фото: Eleonora Altomare

Шмидт обнаружил, что в хранилищах Главного управления по охране объектов культурного и археологического наследия находится около тысячи произведений религиозного искусства, большая часть из которых была перенесена на хранение в музеи после Второй мировой войны. Упорядоченного каталога этих работ нет, а доступ к ним затруднен даже для специалистов.

«Религиозное искусство создавалось для исполнения религиозных функций и, как правило, в религиозной обстановке», — сказал Шмидт The Art Newspaper. Он добавил, что при возвращении в то место, для которого произведение было создано, оно будет представлено в правильном историческом и художественном контексте, так что зрители, возможно, лучше почувствуют его духовную составляющую.

Важно отметить, что Айке Шмидт, помимо Уффици, возглавляет Фонд религиозных зданий, который входит в состав Министерства внутренних дел и обслуживает около 900 католических церквей и других культовых сооружений Италии. Поскольку большинство церквей, в которые можно было бы передать произведения, находится в ведении этого фонда, то юридическое оформление возврата работ будет предельно простым: их просто переведут из одного государственного ведомства в другое. Разумеется, необходимо будет проработать вопросы реставрации и безопасности, но с современными технологиями подобные задачи решаются гораздо проще, чем в прошлом. Шмидт подчеркнул, что алтарный образ Джорджоне «Мадонна Кастельфранко», одно из важнейших произведений итальянского Ренессанса, хранится в церкви, для которой он был написан, в очень хороших и безопасных условиях.

Предложение Айке Шмидта вызвало неоднозначную реакцию. Оставим в стороне оскорбительные комментарии фанатиков от культурного наследия, в числе которых оказались и некоторые итальянские медиа. Глава епархиального музея Флоренции Тимоти Вердон рассказал информационному агентству Ansa, что посчитал предложение «очень позитивной провокацией», нереалистичной «по причинам, которые все поймут». А архиепископ Флоренции кардинал Джузеппе Бетори отметил, что «это предложение заслуживает того, чтобы быть выслушанным и прокомментированным», но «каждый случай должен рассматриваться отдельно».

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+