18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Директор Галереи Уффици предложил передать религиозное искусство из музеев в церкви

Поскольку множество итальянских церквей находится в ведении государственного Фонда религиозных зданий, юридическое оформление такой передачи будет простым: работы просто переведут из одного государственного ведомства в другое

Директор флорентийской Галереи Уффици Айке Шмидт заявил, что, по его мнению, многие произведения религиозного искусства, находящиеся сегодня в музеях и хранилищах Италии, следует вернуть в церкви, для которых они были созданы. Он даже предложил вернуть «Мадонну Ручеллаи» (около 1275) Дуччо, одно из самых знаменитых произведений Проторенессанса в собрании Уффици, обратно во флорентийскую церковь Санта-Мария Новелла, откуда ее забрали в 1948 году.

Эта идея возникла, когда команда Уффици разрабатывала стратегию реагирования на пандемию коронавируса. В числе прочего рассматривалась возможность диверсифицировать, распределить экспонаты по разным площадкам, таким образом создав музей, «рассеянный» за пределами стен галереи.

Шмидт признал, что у демонстрации искусства в музее есть свои плюсы. К примеру, сейчас «Мадонна Ручеллаи» экспонируется рядом с алтарными образами кисти двух других суперзвезд средневековой итальянской живописи, Чимабуэ и Джотто, так что у посетителей есть возможность сопоставить их. Однако, по его словам, изъятие «Мадонны Ручеллаи» из церкви Санта-Мария Новелла лишило произведение важнейшего элемента его истории и смысла.

Шмидт обнаружил, что в хранилищах Главного управления по охране объектов культурного и археологического наследия находится около тысячи произведений религиозного искусства, большая часть из которых была перенесена на хранение в музеи после Второй мировой войны. Упорядоченного каталога этих работ нет, а доступ к ним затруднен даже для специалистов.

«Религиозное искусство создавалось для исполнения религиозных функций и, как правило, в религиозной обстановке», — сказал Шмидт The Art Newspaper. Он добавил, что при возвращении в то место, для которого произведение было создано, оно будет представлено в правильном историческом и художественном контексте, так что зрители, возможно, лучше почувствуют его духовную составляющую.

Важно отметить, что Айке Шмидт, помимо Уффици, возглавляет Фонд религиозных зданий, который входит в состав Министерства внутренних дел и обслуживает около 900 католических церквей и других культовых сооружений Италии. Поскольку большинство церквей, в которые можно было бы передать произведения, находится в ведении этого фонда, то юридическое оформление возврата работ будет предельно простым: их просто переведут из одного государственного ведомства в другое. Разумеется, необходимо будет проработать вопросы реставрации и безопасности, но с современными технологиями подобные задачи решаются гораздо проще, чем в прошлом. Шмидт подчеркнул, что алтарный образ Джорджоне «Мадонна Кастельфранко», одно из важнейших произведений итальянского Ренессанса, хранится в церкви, для которой он был написан, в очень хороших и безопасных условиях.

Предложение Айке Шмидта вызвало неоднозначную реакцию. Оставим в стороне оскорбительные комментарии фанатиков от культурного наследия, в числе которых оказались и некоторые итальянские медиа. Глава епархиального музея Флоренции Тимоти Вердон рассказал информационному агентству Ansa, что посчитал предложение «очень позитивной провокацией», нереалистичной «по причинам, которые все поймут». А архиепископ Флоренции кардинал Джузеппе Бетори отметил, что «это предложение заслуживает того, чтобы быть выслушанным и прокомментированным», но «каждый случай должен рассматриваться отдельно».

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+