18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Трудное детство

В День защиты детей вспомним, что не всё с детьми просто — и в жизни, и в живописи. Дети не только ангелы, но и драчуны, лгуны и проказники

Отношение к детям в истории человечества постепенно становилось все гуманнее, что и отражалось в искусстве, хотя и не зеркально. Если древние греки не считали зазорным секс с подростками и даже изображали это в росписях на амфорах, то детки там все равно выглядели очень мило. Вообще, они во все века могли быть на картинах обворожительными, а начиная с Ренессанса — так и одухотворенными. Инфанты и принцы на портретах великих живописцев представлены как личности — маленькие люди с характером, хотя общество как раз считало ребенка недочеловеком. В XIX веке детский труд использовался повсеместно, а художники, наоборот, идеализировали детские образы и само детство. Что до модернизма, когда правдивое изображение реальности перестало входить в задачи художников, то писать детей уже можно было как угодно, несмотря на то что их права стали святы. Подборка изображений милых деток могла бы быть бесконечной. Но и не ангелов — драчунов, лгунов и проказников — художники охотно помещали на свои картины и рисунки. Таких детей мы здесь и представим.

До рождения

Сюжет встречи беременных Марии и Елизаветы чрезвычайно популярен в христианском искусстве. «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее…» — свидетельствует евангелист Лука. Многие иконописцы и художники подошли к изображению этой сцены с повышенной ответственностью и написали младенцев во чревах матерей. Причем на иконах и на картине, в том числе на алтарной панели немецкого мастера Якоба Стрюба 1505 года, лица у Девы Марии и ее родственницы Елизаветы нерадостные.

Видимо, бурная реакция еще не рожденного Иоанна Крестителя, обрадовавшегося внутриутробному Иисусу, доставила его матери болезненные ощущения, и Мария это поняла. Ну а художники и иконописцы видели, как мучительно могла протекать беременность во времена отсутствия перинатологии и квалифицированной медицинской помощи.


Младенцы

Идеальные младенцы в искусстве, начиная с Ренессанса, — это Иисус на руках у матери и ангелы. У Рафаэля они получались исключительно прекрасными. Многодетный Питер Пауль Рубенс использовал в качестве моделей своих детей и написал неисчислимое количество пухлых ангелочков (канонически бестелесных существ) поодиночке, группами и толпами. Причем падших ангелов он всегда изображал взрослыми. Однако в реальности мужчины к младенцам часто относятся настороженно, даже с опаской. Альбрехт Дюрер сделал множество зарисовок младенцев, и среди них можно найти весьма неприятных, а «Плачущий ангел» на рисунке 1521 года просто злобный. Есть у германского гения даже изображение младенца с длинной бородой — неужели рисовал с натуры? Подлинную свободу в выражении своих чувств к запеленатым деткам сумели проявить только художники ХХ века. У Густава Климта прильнувшие к материнской груди дети, как правило, одинаково хорошенькие, но вот картина «Младенец» («Колыбель») 1917 года вызывает смешанные чувства. Головка маленького идола венчает огромную пирамиду ярких тканей, спутанных, словно змеи. Тряпочки написаны энергично, а лицо ребенка — безо всякого интереса. Пабло Пикассо писал и очаровательных малышей, но в 1943 году, устав от них, изобразил малосимпатичного младенца на картине «Ребенок с голубями». А вот «Ребенок на зеленом диване» (1961) Люсьена Фрейда вполне реален, даже натуралистичен, хотя явно стал лишь поводом для упражнения с цветом и объемами.


Мальчики и девочки

У детей, как теперь говорят, младшего школьного возраста, или отроков и отроковиц, как их величали в прошлом, есть характер, нрав и занятия. Художники пишут их с удовольствием и создают шедевры. Один из них — «Мика Морозов» Валентина Серова — нежный, но не сентиментальный портрет очаровательного порывистого мальчика. Однако не все маленькие дети — сущие ангелы, что зафиксировано в живописи. Они азартно играют в карты, как в XVII веке на картине голландского жанриста Дирка Халса, так и в конце XIX столетия на картине шведского реалиста Хуго Сальмсона. Дети дерутся, что отражено в соответствующем эпизоде «Детских игр» Питера Брейгеля в 1560 году, а на многих картинах малых голландцев драки несовершеннолетних происходят в углу трактира или комнаты. Дети в изобразительном искусстве — о ужас! — курят, и не только у американца Уильяма Мерритта Чейза на добротно написанном холсте «Ученик курит» 1875 года. И еще они дерзят и дразнятся, как рыжий Альби на портрете Люсьена Фрейда 2003 года (непонятно, кому и почему он показывает язык). Если, изображая взрослых, художники-реалисты стараются раскрыть характер героя, то в случае с детьми они часто пасуют перед решением такой задачи: дети таинственны, о чем они думают — непонятно. Прекрасный пример — «Портрет мальчика» Кузьмы Петрова-Водкина 1913 года. И невозможно понять, почему так настороженно смотрит Фрося на картине Александра Головина «Девочка и фарфор» в 1916-м; может быть, страшится своего будущего. Но все дети этого возраста, в отличие от младенцев, написаны художниками с симпатией.


Подростки

Подростки-воины — неочевидная тема в истории искусства, но она существует. В «Падении мятежных ангелов» 1562 года у Брейгеля с демонами отчаянно бьются бесстрашные ангелы по виду пубертатного возраста. Через 444 года группа АЕS+F продолжила тему в фотовидеопроекте «Последнее восстание», где вооруженные старшеклассники сражаются с невидимыми врагами, застывая в позах героев классической живописи. Популярны веками были изображения музицирующих подростков, в прошлом это было для них не увлечением, а работой. Насколько утомительной, можно судить по «Юному музыканту» Рембрандта, устало подглядывающему в ноты, насколько радостному — по «Мальчику, играющему на скрипке» Франса Халса. С темы мучительной подростковой сексуальности снял табу Эдвард Мунк в картине «Созревание» 1894 года: нескладная обнаженная героиня испуганно и смущенно скрестила руки на бедрах. А вот портрет решительного, уверенного в себе и своем будущем самонадеянного юнца написал Сандро Боттичелли еще в 1483 году.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+