Гостеприимные шедевры

Niall Clutto
Niall Clutto

Ведущие отели мира все чаще предлагают гостям пожить рядом с работами Матисса, Уорхола, Дали или Дикса.

Когда-то владельцы гостиниц считали, что невзрачные интерьерные пейзажи идеально подходят для украшения номеров. Сейчас коллекциям живописи отелей позавидует любая серьезная галерея.

Ян Шрагер, бывший владелец Studio 54, а теперь легенда гостиничного бизнеса, первым сформулировал простую истину: чтобы дорогой отель был популярен, он должен быть уникален. А для этого мало пригласить именитого архитектора и нанять трехзвездочного шефа, надо еще обеспечить взыскательной публике уникальный опыт. Идеальным воплощением его идей стал манхэттенский Gramercy Park Hotel, в котором созданы не только кинематографические интерьеры от Джуллиана Шнабеля, но и Туфли с алмазной крошкой Энди Уорхола над ресепшеном. Уровень коллекции, которую Ян Шрагер собрал для своего любимого детища, такой, что из MоMA, Музея современного искус- ства, в Gramercy Park устраивают экскурсии. Окупились ли его затраты? «Сторицей, — уверяет он. — Я ведь большин- ство этих вещей брал из первых рук и для себя».

Разумеется, Шрагер не был совсем уж первопроходцем. Намного раньше украсить гостиницу живописью додумался неудавшийся живописец и владелец крохотного отельчика на 16 номеров в богом забытой прованской глубинке. Владельца звали Поль Руо, а гостиница носила гордое имя «Золотая голубка». В 1920-е годы хозяин брал с художников, приезжавших на пленэр, плату картинами. Его постоянными гостями были Жорж Брак, Фернан Леже, Анри Матисс, Робер и Соня Делоне, Морис Утрилло и многие другие. Сейчас в коллекции отеля около 800 работ первого эшелона. Поль Руо в завещании указал, что запрещает наследникам продавать хотя бы одну вещь со стены, и они до сих пор послушны его воле. Посмотреть коллекцию может любой посетитель отельного кафе, а вот поселиться в «Золотой голубке» не так просто: номера обычно забронированы на полгода вперед. В середине 1980-х отель был ограблен; тогда страховая компания оценила потери в 60 млн франков (около €10 млн). Впрочем, все картины были быстро найдены доблестной французской полицией: незадачливая банда спрятала их в амбаре неподалеку. Сейчас бизнес владельцев (да и в целом городка Сен-Поль-де-Ванс) построен на толпах любопытствующих, что приезжают подивиться на музейного качества экспонаты.

Отель сети Four Seasons во Флоренции тоже глубоко завяз в истории искусства: палаццо делла Герадеска, в котором он располагается, расписал в 1555 году маньерист Джованни Бальдуччи по заказу кардинала Алессандро Медичи. Когда отельная сеть выкупила палаццо, фрески полностью отреставрировали лучшие специалисты из Уффици, и они вновь обрели свою величественную позднеренессансную мощь. Имея такие интерьеры, волей-неволей приходится соответствовать, поэтому к открытию отеля в саду палаццо была собрана неплохая коллекция ренессансной скульптуры. Нет, Донателло и Верроккьо там нет, а вот Баччо Бандинелли или Данезе Катанео вполне можно отыскать в живописных зарослях. Некоторые отели, такие как The James в Чикаго, изначально строятся под нужды маньяков от искусства. Джен Прессман, бывший креативный директор нью-йоркского универмага Barneys, выступает в The James в роли полноценного куратора, обменивается с галереями работами и устраивает в лобби регулярные выставки. Последней заметной его удачей была экспозиция кубистов. Чтобы неподготовленный зритель проникся тем, что ему только что показали в коридоре, Прессман еще регулярно пополняет библиотеку книг по искусству XX века, которая есть в каждом номере отеля. Впрочем, полные арт-профаны здесь просто не останавливаются. Зато его обожает Пол Моррис, бывший директор нью-йоркской ярмарки современного искусства Armory  Show. Сейчас Моррис работает как частный консультант и считает, что количество отелей с серьезным искусством будет только расти. Причина тому — желание владельцев коллекций показать свои шедевры, причем не в сухой галерейной обстановке, а в псевдодомашних условиях. Подспудно они руководствуются желанием разрушить стереотип «рядом с современным искусством жить нельзя». На вопрос, есть ли какие-то художественные предпочтения среди отельеров, Моррис отвечает: «Покупают то, что модно и на слуху прямо сейчас». То есть главные имена — Джефф Кунс, Энди Уорхол, Дэмиен Херст и Такаси Мураками.

Однако случаются и экзотические собрания. Владелец цюрихского отеля Dolder Grand Урс Шварценбах долго гонялся за Метаморфозами Сальвадора Дали, и когда отыскал их, то повесил в главном ресторане. Уверяет, что именно Дали помогает ему обходить по продажам номеров главного конкурента — чопорный Baur au Lac.

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
18.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
3
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
4
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
5
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
6
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+