18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Более половины людей с инвалидностью испытывают в музеях дискомфорт

Политехнический музей, готовящийся к открытию, провел онлайн-опрос в рамках развития своих инклюзивных программ

Политехнический музей поделился результатами интернет-опроса на тему «Как родители детей с инвалидностью оценивают опыт посещения культурных институций». В опросе приняли участие 224 человека, из них люди с инвалидностью составили 11,6%, остальные — родители детей с инвалидностью.

Более половины участников опроса — 64% — говорят о том, что испытывают отрицательные эмоции при посещении учреждений культуры. Основные их чувства — тревога, волнение и страх.

Родители детей с инвалидностью по умолчанию не доверяют учреждению перед посещением, часто их негативный опыт вызван неуважительным или нетактичным поведением его сотрудников. К этому добавляются проблемы, связанные с непродуманным техническим оснащением музеев.

Музеи плохо оборудованы для посещения зрителями на колясках или с физическими особенностями развития — часто проезд невозможен или неудобен. «Кроме собственно передвижения затруднение вызывает и осмотр самой экспозиции. Например, витрины в музеях расположены намного выше уровня глаз (родители стараются приподнимать ребенка, но быстро устают), если на выставке предполагается интерактивная часть, то она тоже бывает недоступна людям на колясках (кнопки, элементы экспонатов расположены слишком высоко)», — говорится в отчете. Дети с особенностями ментального развития часто не имеют возможности и места отдохнуть или переключиться в ходе посещения учреждения, нет специальных экскурсий или просто возможности сопровождения. Родители детей с нарушением зрения отмечают малое количество экспонатов или макетов, которые можно трогать. Навигация по музею для слабовидящих и слепых людей обычно не предусмотрена или затруднена.

В Политехе работу с людьми намерены выстроить таким образом, чтобы эти сложности при его посещении не возникали, для этого здесь был создан специальный совет по доступности. Уже сейчас эксперты музея делают вывод, что часть тревог может быть снята на этапе подготовки к посещению, если на сайте имеется информация о том, как музей устроен (в первую очередь о доступности среды) и какая есть поддержка в случае необходимости (сопровождение и/или информация о том, к кому из работников можно обратиться при возникновении проблем, специализированная программа экскурсий).

Стоит добавить, что российские музеи ведут огромную работу по созданию доступной среды. Флагманы в этом направлении — Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, где с 2016 года реализуется программа «Доступный музей» и ежегодно проводится Международный инклюзивный фестиваль, и Музей современного искусства «Гараж» — там с 2015 года работает отдел инклюзивных программ и люди с инвалидностью становятся не просто наблюдателями, но активными созидателями (при их участии была организована выставка «Единомышленники»).

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
6
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+