18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Раскрыта тайна самого популярного бисера XIX века

В течение многих лет в лаборатории физико-химических исследований ГосНИИР велось изучение исторического голубого бисера, результаты которого оказались неожиданными

Вышивка бисером — важная часть русской культуры с конца XVIII века и до 70–80-х годов XIX столетия. В Европе в это время бисерное шитье тоже было популярно, но там оно было досугом женщин среднего сословия, в отличие от России, где этим рукоделием увлекались дворянки и даже аристократки. Вещи, украшенные бисером, были обыденными в предметном окружении Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Тургенева и Толстого, они являются частью интерьера, в котором «живут» многие персонажи их произведений. В монастырях бисером часто вышивали оклады икон и образки с изображениями святых для паломников. Неудивительно, что даже в небольших краеведческих музеях среди предметов быта того времени всегда найдется несколько экспонатов с бисерной вышивкой.

«Мне трудно представить, как серьезно в то время люди относились к бисерным предметам! — говорит сотрудник лаборатории физико-химических исследований Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГосНИИР) Татьяна Юрьева. — Мужчины курили трубки с бисерными чубуками, носили деньги в портмоне с бисерными вставками, а у некоторых имелись и расшитые бисером подтяжки. Карандаши и стеклянные стаканы украшали бисерными чехольчиками. И даже такие мелочи, как подставки под цветочные горшки, выполнялись из бисера! На выставке в Историческом музее в 2016 году меня поразила обивка дивана, полностью вышитая бисером! Бисерным рукоделием увлекались все, и милые сердцу подарочки вышивали собственноручно и дарили близким ко всяким праздникам».

Для изготовления одного предмета использовали 20–30 сортов бисера; общее же количество сортов, отличающихся по размеру, цвету и виду (круглый, граненый, многослойный, прозрачный, мутный, непрозрачный и т. д.), превышало тысячу. Центром бисерного производства поначалу была Венеция, строго охранявшая рецептуру производства стекла. Однако в начале XVIII века мощную конкуренцию ей составила Богемия, где вместо соды, применявшейся в Мурано, использовали поташ (из древесной золы). И если легкоплавкое венецианское стекло обрабатывали в нагретом состоянии, то тугоплавкое богемское стекло можно было шлифовать в холодном виде и наносить на него грани. Начатое в России Михаилом Ломоносовым производство отечественного бисера после его смерти угасло, поэтому в России вышивали европейским бисером.

Даже в условиях бережного музейного хранения бисерная вышивка разрушается. Причем речь идет не только о ветшающей ткани основы и нитках, которые рвутся, но и о самих бисеринках. «Особенно сильно разрушается голубой бисер, очень популярный в 30-е годы XIX века и использовавшийся в качестве фонового цвета большинства вышивок, — рассказывает Татьяна Юрьева. — Этот вид бисера не только меняет цвет, но постепенно, в течение многих десятилетий покрывается трещинами и в конце концов рассыпается на мелкие обесцвеченные песчинки. Поэтому на бисерных вышивках часто можно наблюдать обширные области утраченного шитья». Для музейной вещи это катастрофа: или экспонат будет утрачен, или оригинальный бисер придется заменять на современный, отличающийся и размером, и цветовой гаммой.

В ГосНИИР проблемой занимаются уже давно: в 2012–2013 годах здесь были начаты исследования бисера двух самых разрушающихся видов: круглого голубого и красного граненого. Существует теория, что бисер «гибнет» в результате химических реакций, происходящих на поверхности стекла под воздействием атмосферной влаги, — по аналогии с витражами, посудным стеклом и стеклянными деталями оптических приборов. Но когда специалисты стали изучать голубой бисер с помощью лазерного конфокального микроскопа (который позволяет получить серии изображений на различных глубинах внутри образца) и электронного микроскопа, то обнаружили сеть внутренних трещин, проходящих через колонии крупных кристаллов. Это позволило предположить, что причины медленного разрушения бисера кроются не снаружи, а внутри, и источником их являются внутренние напряжения, вызванные кристаллами, образовавшимися при варке стекла.

Чтобы подробно изучить открытое явление, команда специалистов подала заявку на конкурс и в 2016 году выиграла трехлетний грант Российского научного фонда. Сотрудники Музея А.С.Пушкина, Государственного исторического музея, музея-усадьбы «Кусково», Литературного музея, Серпуховского музея охотно предоставили возможность подробно ознакомиться с бисерными коллекциями музеев. Изучали бисер разных сортов и видов: и разрушающийся, и стабильный — с предметов, реставрировавшихся в это время в ГосНИИР. Для исследования образцов был применен уникальный по полноте комплекс физико-химических методов. Как стало ясно в результате, обнаруженные ранее кристаллы вносят существенный вклад в разрушение голубого бисера, но виноваты не только они.

«В результате мы раскрыли тайну разрушения стеклянного бисера, — подводит итог Татьяна Юрьева. — Оказалось, что виной всему служит технология, которая в XIX веке позволила наладить массовое производство бисера. Производители стремились увеличить число цветов и оттенков, чтобы приблизить бисерную палитру к палитре художника. При этом важно было удешевлять производство и наращивать его объемы. В результате страдала стойкость стекла. Чем медленнее охлаждается стекло, тем оно плотнее и тем меньше в нем внутренних напряжений. Например, витражное стекло после варки медленно остывает и больше не нагревается, а бисерное стекло нагревается и остывает многократно, в последний раз — во время шлифовки в барабане. И никто не может поручиться, что для экономии времени мастера не ускоряли охлаждение бисера. При шлифовке шарики бисера частично размягчались, в наибольшей степени по краю внутреннего отверстия. Вокруг стеклянного ядра одной плотности формировалась корка стекла другой плотности, и на границе раздела между ними возникали большие механические напряжения. Такие напряжения неизбежно приводят к постепенному разрыву атомных связей в стекле и появлению микротрещин, которые медленно растут, образуют сетку. В конечном итоге бисер распадается на отдельные фрагменты».

Бисер из тугоплавкого стекла шлифовался почти без размягчения, поэтому внутренние напряжения в нем невелики и не приводят к образованию микротрещин. К такому типу относится стойкий черный или желтый бисер. Но чем ниже температура плавления стекла, из которого изготавливался бисер, тем более он подвержен медленному разрушению. В голубом бисере из легкоплавкого стекла к возникшим в процессе многократного нагрева и охлаждения внутренним напряжениям добавляются еще и напряжения, создаваемые колониями крупных кристаллов. Поэтому он разрушается быстрее всех остальных.

К сожалению, специалисты пока не знают, как противостоять этому разрушительному процессу и возможно ли вообще остановить его. Для того чтобы это понять, необходимы новые исследования, не менее сложные и разносторонние.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
3
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
4
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
5
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
6
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Почти полмиллиона человек посмотрели юбилейную выставку Брюллова, что также сделало ее самой посещаемой выставкой страны за последние пять лет
15.05.2025
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
7
Что смотреть на «Арт Москве»: маскоты, крокодилы, космос и балет
Ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва», объединяющей темой которой стал диалог, продолжится в Гостином Дворе до 27 апреля
25.04.2025
Что смотреть на «Арт Москве»: маскоты, крокодилы, космос и балет
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+