18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Раскрыта тайна самого популярного бисера XIX века

В течение многих лет в лаборатории физико-химических исследований ГосНИИР велось изучение исторического голубого бисера, результаты которого оказались неожиданными

Нижняя часть сумочки с бисерной вставкой. I половина XIX в. До (а) и после (б) реставрации. Фото: ГосНИИР
Нижняя часть сумочки с бисерной вставкой. I половина XIX в. До (а) и после (б) реставрации.
Фото: ГосНИИР

Вышивка бисером — важная часть русской культуры с конца XVIII века и до 70–80-х годов XIX столетия. В Европе в это время бисерное шитье тоже было популярно, но там оно было досугом женщин среднего сословия, в отличие от России, где этим рукоделием увлекались дворянки и даже аристократки. Вещи, украшенные бисером, были обыденными в предметном окружении Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Тургенева и Толстого, они являются частью интерьера, в котором «живут» многие персонажи их произведений. В монастырях бисером часто вышивали оклады икон и образки с изображениями святых для паломников. Неудивительно, что даже в небольших краеведческих музеях среди предметов быта того времени всегда найдется несколько экспонатов с бисерной вышивкой.

Татьяна Юрьева. Лаборатория физико-химических исследований Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГосНИИР)
Татьяна Юрьева. Лаборатория физико-химических исследований Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГосНИИР)

«Мне трудно представить, как серьезно в то время люди относились к бисерным предметам! — говорит сотрудник лаборатории физико-химических исследований Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГосНИИР) Татьяна Юрьева. — Мужчины курили трубки с бисерными чубуками, носили деньги в портмоне с бисерными вставками, а у некоторых имелись и расшитые бисером подтяжки. Карандаши и стеклянные стаканы украшали бисерными чехольчиками. И даже такие мелочи, как подставки под цветочные горшки, выполнялись из бисера! На выставке в Историческом музее в 2016 году меня поразила обивка дивана, полностью вышитая бисером! Бисерным рукоделием увлекались все, и милые сердцу подарочки вышивали собственноручно и дарили близким ко всяким праздникам».

Фрагмент бисерного шитья с разрушенным голубым бисером, стрелкой показана современная вставка (а); микрофотография голубой бисерины, уже имеющей сколы и зеленоватые области (б); электронное изображение этой бисерины с трещинами и кристаллами на поверхности (в); микрофотография половины расколовшейся голубой бисерины (г) и ее электронное изображение (д); микрофотография отколовшегося фрагмента разрушенной голубой бисерины показывает, что с внешней стороны бисера трещин нет (е); фотография бисерного шитья: прозрачный бисер разрушен в разной степени (ж); электронное изображение, демонстрирующее начало разрушения прозрачной бисерины в области отверстия (з); микрофотография половинки расколовшегося персикового бисера (и). Фото: ГосНИИР
Фрагмент бисерного шитья с разрушенным голубым бисером, стрелкой показана современная вставка (а); микрофотография голубой бисерины, уже имеющей сколы и зеленоватые области (б); электронное изображение этой бисерины с трещинами и кристаллами на поверхности (в); микрофотография половины расколовшейся голубой бисерины (г) и ее электронное изображение (д); микрофотография отколовшегося фрагмента разрушенной голубой бисерины показывает, что с внешней стороны бисера трещин нет (е); фотография бисерного шитья: прозрачный бисер разрушен в разной степени (ж); электронное изображение, демонстрирующее начало разрушения прозрачной бисерины в области отверстия (з); микрофотография половинки расколовшегося персикового бисера (и).
Фото: ГосНИИР

Для изготовления одного предмета использовали 20–30 сортов бисера; общее же количество сортов, отличающихся по размеру, цвету и виду (круглый, граненый, многослойный, прозрачный, мутный, непрозрачный и т. д.), превышало тысячу. Центром бисерного производства поначалу была Венеция, строго охранявшая рецептуру производства стекла. Однако в начале XVIII века мощную конкуренцию ей составила Богемия, где вместо соды, применявшейся в Мурано, использовали поташ (из древесной золы). И если легкоплавкое венецианское стекло обрабатывали в нагретом состоянии, то тугоплавкое богемское стекло можно было шлифовать в холодном виде и наносить на него грани. Начатое в России Михаилом Ломоносовым производство отечественного бисера после его смерти угасло, поэтому в России вышивали европейским бисером.

Изображения микрокристаллов силиката сурьмы калия в стекле голубого зеленеющего бисера, полученные с помощью сканирующего (а – в) и просвечивающего (г – е) электронных микроскопов: колонии микрокристаллов и разрывы стекла (а, б); группа из трех микрокристаллов и трещина в стекле, проходящая вдоль грани большего из них (в); колония микрокристаллов (г); типичный микрокристалл (д); нанокристалл, образовавшийся вблизи микрокристалла (е), на изображении нанокристалла видны упорядоченные ряды атомов. Фото: ГосНИИР
Изображения микрокристаллов силиката сурьмы калия в стекле голубого зеленеющего бисера, полученные с помощью сканирующего (а – в) и просвечивающего (г – е) электронных микроскопов: колонии микрокристаллов и разрывы стекла (а, б); группа из трех микрокристаллов и трещина в стекле, проходящая вдоль грани большего из них (в); колония микрокристаллов (г); типичный микрокристалл (д); нанокристалл, образовавшийся вблизи микрокристалла (е), на изображении нанокристалла видны упорядоченные ряды атомов.
Фото: ГосНИИР

Даже в условиях бережного музейного хранения бисерная вышивка разрушается. Причем речь идет не только о ветшающей ткани основы и нитках, которые рвутся, но и о самих бисеринках. «Особенно сильно разрушается голубой бисер, очень популярный в 30-е годы XIX века и использовавшийся в качестве фонового цвета большинства вышивок, — рассказывает Татьяна Юрьева. — Этот вид бисера не только меняет цвет, но постепенно, в течение многих десятилетий покрывается трещинами и в конце концов рассыпается на мелкие обесцвеченные песчинки. Поэтому на бисерных вышивках часто можно наблюдать обширные области утраченного шитья». Для музейной вещи это катастрофа: или экспонат будет утрачен, или оригинальный бисер придется заменять на современный, отличающийся и размером, и цветовой гаммой.

Лазерная люминесцентная томография стекла голубого зеленеющего бисера: микрофотография образца с зеленой областью стеклянной корки вокруг отверстия (а); изображения образца, полученные с помощью сканирующего электронного микроскопа и показывающие рельеф (б) и состав стекла (в), 3D карты микрофотолюминесценции: со стороны продольного скола с четкой границей между коркой и ядром (г, д); карта отраженного лазерного излучения показывает, что с внешней стороны расколотой бисерины трещин нет (е). Фото: ГосНИИР
Лазерная люминесцентная томография стекла голубого зеленеющего бисера: микрофотография образца с зеленой областью стеклянной корки вокруг отверстия (а); изображения образца, полученные с помощью сканирующего электронного микроскопа и показывающие рельеф (б) и состав стекла (в), 3D карты микрофотолюминесценции: со стороны продольного скола с четкой границей между коркой и ядром (г, д); карта отраженного лазерного излучения показывает, что с внешней стороны расколотой бисерины трещин нет (е).
Фото: ГосНИИР

В ГосНИИР проблемой занимаются уже давно: в 2012–2013 годах здесь были начаты исследования бисера двух самых разрушающихся видов: круглого голубого и красного граненого. Существует теория, что бисер «гибнет» в результате химических реакций, происходящих на поверхности стекла под воздействием атмосферной влаги, — по аналогии с витражами, посудным стеклом и стеклянными деталями оптических приборов. Но когда специалисты стали изучать голубой бисер с помощью лазерного конфокального микроскопа (который позволяет получить серии изображений на различных глубинах внутри образца) и электронного микроскопа, то обнаружили сеть внутренних трещин, проходящих через колонии крупных кристаллов. Это позволило предположить, что причины медленного разрушения бисера кроются не снаружи, а внутри, и источником их являются внутренние напряжения, вызванные кристаллами, образовавшимися при варке стекла.

Чтобы подробно изучить открытое явление, команда специалистов подала заявку на конкурс и в 2016 году выиграла трехлетний грант Российского научного фонда. Сотрудники Музея А.С.Пушкина, Государственного исторического музея, музея-усадьбы «Кусково», Литературного музея, Серпуховского музея охотно предоставили возможность подробно ознакомиться с бисерными коллекциями музеев. Изучали бисер разных сортов и видов: и разрушающийся, и стабильный — с предметов, реставрировавшихся в это время в ГосНИИР. Для исследования образцов был применен уникальный по полноте комплекс физико-химических методов. Как стало ясно в результате, обнаруженные ранее кристаллы вносят существенный вклад в разрушение голубого бисера, но виноваты не только они.

«В результате мы раскрыли тайну разрушения стеклянного бисера, — подводит итог Татьяна Юрьева. — Оказалось, что виной всему служит технология, которая в XIX веке позволила наладить массовое производство бисера. Производители стремились увеличить число цветов и оттенков, чтобы приблизить бисерную палитру к палитре художника. При этом важно было удешевлять производство и наращивать его объемы. В результате страдала стойкость стекла. Чем медленнее охлаждается стекло, тем оно плотнее и тем меньше в нем внутренних напряжений. Например, витражное стекло после варки медленно остывает и больше не нагревается, а бисерное стекло нагревается и остывает многократно, в последний раз — во время шлифовки в барабане. И никто не может поручиться, что для экономии времени мастера не ускоряли охлаждение бисера. При шлифовке шарики бисера частично размягчались, в наибольшей степени по краю внутреннего отверстия. Вокруг стеклянного ядра одной плотности формировалась корка стекла другой плотности, и на границе раздела между ними возникали большие механические напряжения. Такие напряжения неизбежно приводят к постепенному разрыву атомных связей в стекле и появлению микротрещин, которые медленно растут, образуют сетку. В конечном итоге бисер распадается на отдельные фрагменты».

Бисер из тугоплавкого стекла шлифовался почти без размягчения, поэтому внутренние напряжения в нем невелики и не приводят к образованию микротрещин. К такому типу относится стойкий черный или желтый бисер. Но чем ниже температура плавления стекла, из которого изготавливался бисер, тем более он подвержен медленному разрушению. В голубом бисере из легкоплавкого стекла к возникшим в процессе многократного нагрева и охлаждения внутренним напряжениям добавляются еще и напряжения, создаваемые колониями крупных кристаллов. Поэтому он разрушается быстрее всех остальных.

К сожалению, специалисты пока не знают, как противостоять этому разрушительному процессу и возможно ли вообще остановить его. Для того чтобы это понять, необходимы новые исследования, не менее сложные и разносторонние.

Самое читаемое:
1
Главные выставки осени
Кафка, авангардный «Ревизор», легенда о шапке Мономаха и шедевры анонимных абстракционистов — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Санкт-Петербурга
04.09.2023
Главные выставки осени
2
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
Лоты из дома фронтмена Queen, начиная с японских произведений искусства и заканчивая сценическими костюмами, доводили участников торгов на Нью-Бонд-стрит до безумия
07.09.2023
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
3
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
Газета является единственным в России интернациональным изданием, посвященным искусству
30.08.2023
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
4
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
В музее советуют брать с собой лупу, так как на выставке собраны произведения искусства разных видов и жанров, но одинаково миниатюрные: живопись, микромозаики, кукольный фарфор, резная кость, микробисер
08.09.2023
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
5
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
Книга Марии Демидовой «Скрытые смыслы» отнюдь не справочник в духе «Ренессанс для чайников», а серьезное исследование иконографии той эпохи. Тем не менее многие изобразительные сюжеты получают здесь ясное, достоверное объяснение
01.09.2023
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
6
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
150 заряженных эндорфином экспонатов из 15 российских музеев — от хрестоматийных полотен Дейнеки и Пименова до малоизвестных произведений — излучают дефицитный по нынешним временам и потому очень ценный оптимизм
14.09.2023
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
7
Коллекция Галуста Гульбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
История великого коллекционера, умевшего извлекать прибыль из любых обстоятельств, нефтяного магната и ценителя искусства, памятником которому остался музей его имени в столице Португалии
15.09.2023
Коллекция Галуста Гульбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+