Находки с Биржевой площади готовы к передаче в музей

Часть находок, сделанных во время археологических раскопок в центре Москвы, отреставрировали и обещают показать в одном из столичных музеев

Комплект кандальника. Фото: Департамент культурного наследия г. Москвы
Комплект кандальника.
Фото: Департамент культурного наследия г. Москвы

Работа с артефактами, обнаруженными во время раскопок на перекрестке Ильинки и Богоявленского переулка, длилась два с половиной года. Сейчас часть из них, в том числе шлем, фрагменты доспеха, огнестрельного и холодного оружия, а также целый комплект кандальника (кандалы ножные, ручные, ошейник, цепь), готовы к передаче в музей и экспонированию.

Кираса. Фото: Департамент культурного наследия г. Москвы
Кираса.
Фото: Департамент культурного наследия г. Москвы

«В 2017 году археологам удалось обнаружить целый „кладовый“ комплекс предметов вооружения, ремесленных инструментов и некоторых других вещей. Это очень ценный материал, потребовавший довольно продолжительного научного изучения. Эксперты утверждают, что полученные данные значительно обогащают представления о средневековой Москве и роли Великого посада. В ходе проведенных исследований было установлено, что все артефакты датируются XVI — началом XVII века», — рассказал глава Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.

Наруч. Фото: Департамент культурного наследия г. Москвы
Наруч.
Фото: Департамент культурного наследия г. Москвы

Раскопки начались на площади в центре Москвы в связи с ее благоустройством: тут планировалось сделать фонтан. В середине лета 2017 года в процессе земляных работ стали обнаруживаться фрагменты каменной кладки — основание церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, стоявшей здесь с 1558 по 1779 год и входившей в состав подворья Иосифо-Волоцкого монастыря. Общественное движение «Архнадзор» мгновенно потребовало привлечь максимальное внимание к работам и перевести их на профессиональный уровень. В результате сооружение технической (подземной) части фонтана было приостановлено и в раскоп пришли археологи, и даже палеонтологи. Всего здесь было найдено порядка 800 артефактов, изучена площадь более 140 кв. м. Мощность культурного слоя составляла 3,5 м без учета углубленных ниже материковой поверхности построек — там мощность слоя достигла 4,5–5 м, рассказали в Мосгорнаследии.

Замок ружейный. Фото: Департамент культурного наследия г. Москвы
Замок ружейный.
Фото: Департамент культурного наследия г. Москвы

Несмотря на предложения общественников устроить на Биржевой площади археологический музей (например, накрыв место находок стеклом, как сделано в Кремле, там, где прежде стоял Чудов монастырь), остатки стен, фундаментов и подклетов решено было законсервировать и снова засыпать грунтом. Как объяснял тогда Леонид Кондрашев, главный археолог города Москвы, участки каменной и кирпичной кладки сначала укутали геотканью, которая не позволит влаге их разрушить, а затем равномерно засыпали мелкозернистым песком, что образует своеобразную подушку безопасности. Сверху водрузили обещанный фонтан.

Фрагмент клинкового оружия. Фото: Департамент культурного наследия г. Москвы
Фрагмент клинкового оружия.
Фото: Департамент культурного наследия г. Москвы

Многочисленные находки из раскопок тщательно исследовали и кое-что уже распределили по музеям. Например, часть деревянной лестницы XVI века, которая вела в подклет мастерской ремесленника, располагавшейся на территории подворья. Ее удалось восстановить и перенести в Музей Москвы.

Шлем. Фото: Департамент культурного наследия г. Москвы
Шлем.
Фото: Департамент культурного наследия г. Москвы

Сегодня к передаче в музеи и экспонированию готовы и другие объекты. Среди них — отреставрированная так называемая мисюрка, железный шлем мисюрского типа в виде полусферы с медным орнаментированным крепежом под плюмаж на верхушке и перфорацией по краю под глухую кольчужную бармицу. А также наруч латного доспеха, колесцовый ружейный замок и фрагмент клинкового оружия (польской «карабелы» или гусарского палаша) — типичного вооружения всадника.

В какой из московских музеев будут переданы эти предметы, в Мосгорнаследии пока не уточняют.

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
18.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
3
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
4
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
5
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
6
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+