18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Творение Шинкеля пришлось восстанавливать дважды

№82
Материал из газеты

Берлинский храм в неоготическом стиле, пострадавший из-за стройки по соседству, откроется после длительной реставрации — в нем расположится музей скульптуры

Фридрихсвердерская церковь — архитектурная достопримечательность в центре Берлина, построенная по проекту Карла Фридриха Шинкеля (1781–1841). Этим летом она вновь откроется для публики в качестве музея скульптуры спустя почти восемь лет после того, как здание пришлось закрыть на ремонт из-за угрозы обрушения, которая возникла в результате начавшейся неподалеку стройки.

Неоготическое строение из красного кирпича — единственная в центре Берлина церковь Шинкеля, чей фасад и интерьер дошли до нас в первозданном виде. Однако, как и многие другие здания германской столицы, она стоит на песке и воде — корень «вердер» из ее названия переводится как «остров на реке». Откачка грунтовых вод может привести к сдвигам в структуре почвы. Именно это произошло в 2012 году, когда в нескольких метрах от церкви строительная компания начала выемку грунта. В результате в западной части церкви образовались трещины. Ее фундамент, мраморные полы, кирпичные стены, масверк (разновидность орнамента) на двух окнах и внутренние своды сильно пострадали. 

Реконструкция, которую оплатила компания-застройщик, потребовала введения в фундамент цементного раствора для стабилизации конструкции. По словам Готтфрида Графе, руководившего работами, после всесторонних испытаний реставраторы решили использовать новую технологию — заполнить самую широкую трещину в полу смесью дерева и силикона. «Это помогло, — говорит Графе. — Мы сами разработали такой метод и подумали даже, что неплохо бы его запатентовать».

Фридрихсвердерская церковь строилась с 1824 по 1830 год, приблизительно в то же время, что и знаменитое здание Старого музея, спроектированное Шинкелем. Вдохновившись античностью и путешествиями по Италии, он изначально задумал церковь как подобие римского храма с колоннадами по внешнему периметру стен. Но заказчик, кронпринц Фридрих-Вильгельм, хотел, чтобы здание было «в старогерманском стиле». В итоге они пришли к компромиссу, соединив неоготические арки с чистыми линиями классицизма. Красный кирпич экстерьера резко контрастирует с интерьером, росписи которого создают впечатление, что стены сложены из песчаника. Графе рассказал, что, для того чтобы воссоздать оригинальный интерьер, реставраторам пришлось нанести на стены более 12 тыс. м линий, имитирующих швы кладки.

Классицистические наклонности Шинкеля нашли выражение в орнаментах с пальметтами, плоской крыше и внутреннем балконе в церкви. Пожалуй, самым революционным элементом стали витражи хоров, выполненные в ярких голубых и красных цветах и изображающие ангелов-женщин. Графе объясняет, что до того ангелов в церквях изображали либо в мужском обличье, либо бесполыми.Кронпринцу церковь показалась все же недостаточно неоготической. По его заказу Фридрих Август Штюлер, один из бывших учеников Шинкеля, добавил острые кончики к приземистым пинаклям (декоративным башенкам) на крыше здания.

Церковь использовалась не только немецкой, но и франкоязычной протестантской общиной, но службы в ней прекратились после того, как во время Второй мировой войны она пострадала при бомбардировках и артобстрелах. Здание стояло в руинах вплоть до реставрации под руководством Графе, начавшейся в 1979 году. Повторное открытие, приуроченное к празднованию 750-летия Берлина, состоялось в 1987-м. Следующую четверть века бывший храм служил экспозиционной площадкой для городской коллекции скульп­туры XIX века.

По словам директора Старой национальной галереи Ральфа Гляйса, в результате строительства по соседству церковь пострадала даже сильнее, чем во время войны. Сейчас он руководит монтажом скульп­тур из государственных коллекций Берлина; в число их авторов входят выдающиеся современники Шинкеля — Кристиан Даниель Раух, Кристиан Фридрих Тик, Иоганн Готтфрид Шадов. «Мы представим как давно знакомые работы, так и некоторые новые дополнения», — рассказывает он. Минувшей зимой в церкви прошли дни открытых дверей, и тысячи берлинцев смогли посмотреть на результаты реставрации. Государственные музеи Берлина арендуют здание у Евангелической церкви, действует пятилетний контракт с возможностью продления. Открытие скульптурной экспозиции для широкой публики намечено на конец лета. Вход туда будет бесплатным.  

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
Выставка «Журнал красивой жизни» посвящена «России, которую мы потеряли», только вместо хруста французской булки — Бакст, Коровин и Фешин
20.06.2024
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
3
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
4
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
В Музее Москвы идет выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х». Мы поговорили с ее сокуратором Надеждой Плунгян о создании этого и других проектов, написании книг, а также об особенностях восприятия гендера в России сегодня
17.06.2024
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
5
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
Экспозиция в музее «Полторы комнаты» из подлинных восточных предметов выстроена вокруг стихотворения «Письма династии Минь» и семейных воспоминаний Бродских
19.06.2024
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Картины-фьючерсы, золотое метахранилище и заведомые шедевры: что интересного на ярмарке 1703
Третья ярмарка искусства 1703 открылась в Санкт-Петербурге. Более 40 галерей представляют разные направления современного искусства и векторы коллекционирования — от академической живописи до фиджитал-арта и дизайна
06.06.2024
Картины-фьючерсы, золотое метахранилище и заведомые шедевры: что интересного на ярмарке 1703
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+