18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Шесть российских музеев вошли в топ самых посещаемых музеев мира за 2019 год

В десятке главных, как и прежде, Эрмитаж. Выставка «Щукин: биография коллекции», прошедшая в ГМИИ им. А.С.Пушкина, лидирует в мировом рейтинге по посещаемости среди российских

Возглавляют топ самых посещаемых музеев мира, по версии наших коллег из The Art Newspaper, как и в прежние годы, Лувр и Национальный музей Китая. Лувр хоть чуть-чуть и сократил посещаемость (в 2018 году было 10,2 млн, в 2019-м — 9,6 млн), но по-прежнему далеко впереди конкурентов. Государственный Эрмитаж на восьмом месте с 4,96 млн посетителей — великий российский музей давно держит это место, лишь иногда отступая на девятую строчку. Музеи Ватикана вскарабкались на третье место (6,88 млн), вытеснив на четвертое Метрополитен-музей (6,47 млн). Но в целом десятка выглядит, как обычно, устойчиво. Остальные места в топ-10 самых посещаемых музеев мира распределились так: пятое место — Британский музей (6,23 млн), шестое — Тейт Модерн (6,09 млн), седьмое — лондонская Национальная галерея (6,01 млн), девятое — Центр искусства королевы Софии в Мадриде (4,42 млн), замыкает топ-10 вашингтонская Национальная художественная галерея (4,07 млн). 

Кроме Эрмитажа, в топ-100 самых посещаемых вошли еще пять российских музеев. Это Музеи Московского Кремля (17-е место, 3,1 млн), Государственная Третьяковская галерея (20-е место, 2,84 млн), Государственный Русский музей (25-е место, 2,39 млн), Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (46-е место, 1,48 млн), Музей современного искусства «Гараж» (84-е место, 942,16 тыс.). Все они улучшили свое положение в рейтинге по сравнению с прошлым годом. 

Важно учитывать, что наши английские коллеги не вносят в свой топ музеи, в состав которых входят парки, — например, Версаль, посещаемость которого составляет больше 10 млн человек в год. В рейтинге посещаемости российских музеев, который наша редакция готовит ежегодно и который будет опубликован в мае, будут учтены российские «версали» — музеи-заповедники «Петергоф» и «Царское Село» (в 2018-м имели посещаемость 5,71 млн и 4,09 млн) — и другие отечественные музеи-«миллионники».

Если в списке музеев места в целом давно распределены, то в рейтинге самых посещаемых выставок всегда жесткая конкуренция. Самой посещаемой российской выставкой в 2019 году стала «Щукин: биография коллекции», которая прошла в ГМИИ им. А.С.Пушкина в июне — сентябре. Прямо за ней идет ретроспектива Ильи Репина в Третьяковской галерее, состоявшаяся в марте — августе. Эти выставки посещало по 4,518 тыс. и 4,492 тыс. человек в день, они заняли 42-ю и 43-ю строчки мирового рейтинга. Выставки ранжируются в зависимости от средней посещаемости в день (по общему количеству посетителей, 601 тыс. человек, Репин бьет Щукина с 345 тыс. человек). 

В международный топ-500 выставок вошло в целом два десятка российских проектов. Среди них ретроспектива Архипа Куинджи и выставка Эдварда Мунка в Третьяковке (95-е и 126-е места), «Союз молодежи. Русский авангард 1909–1914» и «Три коллекции» в Русском музее (116-е и 141-е места), международный проект музея «Гараж» «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100» (162-е место). Во второй сотне — выставка «Хранители времени. Реставрация в Музеях Московского Кремля», другие проекты Третьяковской галереи, ГМИИ, Эрмитажа и «Гаража».

Лидер мирового выставочного рейтинга — это проект, посмотреть на который собиралось по 10 тыс. человек в день; он был посвящен анимации кинокомпании DreamWorks, той самой, фильмы и мультфильмы которой получают самые большие в мире кассовые сборы («Мышиная охота», «Шрек», «Боевой конь» и др.). Культурный центр Банка Бразилии показал его на своих площадках в Рио-де-Жанейро и Белу-Оризонти (1-е и 2-е места по посещаемости). На 3-м месте выставка инсталляций знаменитого китайского художника Ай Вэйвэя, устроенная тем же Культурным центром Банка Бразилии в Рио (по 9,2 тыс. человек в день). Все три проекта были бесплатными. 

Далее идут выставки, за просмотр которых зрители готовы были заплатить деньги, — ретроспектива Эдварда Мунка и проект «Густав Климт. Вена, Япония, 1900», — обе прошли в Токийском городском художественном музее (по 8,9 тыс. и 7,8 тыс. человек в день, 4-е и 5-е места). За ними следует выставка «Тутанхамон. Сокровища золотого фараона» в выставочном комплексе Гранд-аль парижского парка Ла-Виллетт (7,7 тыс.). 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+