Шесть российских музеев вошли в топ самых посещаемых музеев мира за 2019 год

В десятке главных, как и прежде, Эрмитаж. Выставка «Щукин: биография коллекции», прошедшая в ГМИИ им. А.С.Пушкина, лидирует в мировом рейтинге по посещаемости среди российских

Государственный Эрмитаж. Парадная лестница. Фото: Наталья Волкова / Фотобанк Лори
Государственный Эрмитаж. Парадная лестница.
Фото: Наталья Волкова / Фотобанк Лори

Возглавляют топ самых посещаемых музеев мира, по версии наших коллег из The Art Newspaper, как и в прежние годы, Лувр и Национальный музей Китая. Лувр хоть чуть-чуть и сократил посещаемость (в 2018 году было 10,2 млн, в 2019-м — 9,6 млн), но по-прежнему далеко впереди конкурентов. Государственный Эрмитаж на восьмом месте с 4,96 млн посетителей — великий российский музей давно держит это место, лишь иногда отступая на девятую строчку. Музеи Ватикана вскарабкались на третье место (6,88 млн), вытеснив на четвертое Метрополитен-музей (6,47 млн). Но в целом десятка выглядит, как обычно, устойчиво. Остальные места в топ-10 самых посещаемых музеев мира распределились так: пятое место — Британский музей (6,23 млн), шестое — Тейт Модерн (6,09 млн), седьмое — лондонская Национальная галерея (6,01 млн), девятое — Центр искусства королевы Софии в Мадриде (4,42 млн), замыкает топ-10 вашингтонская Национальная художественная галерея (4,07 млн). 

Выставка Ильи Репина в Третьяковской галерее. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка Ильи Репина в Третьяковской галерее.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Кроме Эрмитажа, в топ-100 самых посещаемых вошли еще пять российских музеев. Это Музеи Московского Кремля (17-е место, 3,1 млн), Государственная Третьяковская галерея (20-е место, 2,84 млн), Государственный Русский музей (25-е место, 2,39 млн), Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (46-е место, 1,48 млн), Музей современного искусства «Гараж» (84-е место, 942,16 тыс.). Все они улучшили свое положение в рейтинге по сравнению с прошлым годом. 

Важно учитывать, что наши английские коллеги не вносят в свой топ музеи, в состав которых входят парки, — например, Версаль, посещаемость которого составляет больше 10 млн человек в год. В рейтинге посещаемости российских музеев, который наша редакция готовит ежегодно и который будет опубликован в мае, будут учтены российские «версали» — музеи-заповедники «Петергоф» и «Царское Село» (в 2018-м имели посещаемость 5,71 млн и 4,09 млн) — и другие отечественные музеи-«миллионники».

Посетительницы на выставке «Щукин. Биография коллекции» в ГМИИ имени А.С.Пушкина. Фото: Сергей Карпухин/ТАСС
Посетительницы на выставке «Щукин. Биография коллекции» в ГМИИ имени А.С.Пушкина.
Фото: Сергей Карпухин/ТАСС

Если в списке музеев места в целом давно распределены, то в рейтинге самых посещаемых выставок всегда жесткая конкуренция. Самой посещаемой российской выставкой в 2019 году стала «Щукин: биография коллекции», которая прошла в ГМИИ им. А.С.Пушкина в июне — сентябре. Прямо за ней идет ретроспектива Ильи Репина в Третьяковской галерее, состоявшаяся в марте — августе. Эти выставки посещало по 4,518 тыс. и 4,492 тыс. человек в день, они заняли 42-ю и 43-ю строчки мирового рейтинга. Выставки ранжируются в зависимости от средней посещаемости в день (по общему количеству посетителей, 601 тыс. человек, Репин бьет Щукина с 345 тыс. человек). 

Топ-20 самых посещаемых выставок в мире в 2019 г. Фото: The Art Newspaper
Топ-20 самых посещаемых выставок в мире в 2019 г.
Фото: The Art Newspaper

В международный топ-500 выставок вошло в целом два десятка российских проектов. Среди них ретроспектива Архипа Куинджи и выставка Эдварда Мунка в Третьяковке (95-е и 126-е места), «Союз молодежи. Русский авангард 1909–1914» и «Три коллекции» в Русском музее (116-е и 141-е места), международный проект музея «Гараж» «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100» (162-е место). Во второй сотне — выставка «Хранители времени. Реставрация в Музеях Московского Кремля», другие проекты Третьяковской галереи, ГМИИ, Эрмитажа и «Гаража».

Лидер мирового выставочного рейтинга — это проект, посмотреть на который собиралось по 10 тыс. человек в день; он был посвящен анимации кинокомпании DreamWorks, той самой, фильмы и мультфильмы которой получают самые большие в мире кассовые сборы («Мышиная охота», «Шрек», «Боевой конь» и др.). Культурный центр Банка Бразилии показал его на своих площадках в Рио-де-Жанейро и Белу-Оризонти (1-е и 2-е места по посещаемости). На 3-м месте выставка инсталляций знаменитого китайского художника Ай Вэйвэя, устроенная тем же Культурным центром Банка Бразилии в Рио (по 9,2 тыс. человек в день). Все три проекта были бесплатными. 

Далее идут выставки, за просмотр которых зрители готовы были заплатить деньги, — ретроспектива Эдварда Мунка и проект «Густав Климт. Вена, Япония, 1900», — обе прошли в Токийском городском художественном музее (по 8,9 тыс. и 7,8 тыс. человек в день, 4-е и 5-е места). За ними следует выставка «Тутанхамон. Сокровища золотого фараона» в выставочном комплексе Гранд-аль парижского парка Ла-Виллетт (7,7 тыс.). 

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
18.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
3
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
4
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
5
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
6
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+