Пять российских музеев вошли в топ-100 самых посещаемых музеев мира

Государственный Эрмитаж традиционно попал в топ-10, далее в рейтинге расположились Музеи Московского Кремля, Третьяковская галерея, ГМИИ им. А.С.Пушкина, а также музей «Гараж»

Музей современного искусства «Гараж». Фото: Гараж
Музей современного искусства «Гараж».
Фото: Гараж

Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, публикуемый The Art Newspaper каждую весну, возглавили, как и в прошлом году, Лувр и Национальный музей Китая. Лувр в 2018 году увеличил свою посещаемость более чем на 2 млн (с 8,1 млн до 10,2 млн посетителей) и серьезно оторвался от конкурента. Государственный Эрмитаж, отчитавшийся о 4,2 млн посетителей (эта цифра практически не изменилась с прошлого года), попал на 9-е место, обогнав Музей Виктории и Альберта в Лондоне и чуть отстав от Национальной галереи в Вашингтоне.

Выставка «Владыки океана. Сокровища Португальской империи XVI-XVIII веков». Фото: Музеи Московского Кремля
Выставка «Владыки океана. Сокровища Португальской империи XVI-XVIII веков».
Фото: Музеи Московского Кремля

На 18-м месте рейтинга популярных музеев оказались Музеи Московского Кремля (2,86 млн посетителей), на 29-м — Третьяковская галерея (2,14 млн посетителей), на 47-м — Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (1,3 млн посетителей) и на 96-м — Музей современного искусства «Гараж» с почти 882 тыс. посетителей. Все четыре перечисленных музея улучшили свои позиции по сравнению с прошлым годом: Музеи Кремля поднялись с 20-го на 18-е место, Третьяковка — с 30-го на 29-е, ГМИИ им. А.С.Пушкина — с 54-го на 47-е. «Гараж» в прошлом году не попал в топ-100.

Выставка «Василий Верещагин» в Третьяковке. Фото:  Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Василий Верещагин» в Третьяковке.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Рейтинг самых популярных выставочных проектов с большим отрывом возглавила выставка «Божественные тела. Мода и католическое воображение» Метрополитен-музея в Нью-Йорке (1 659 647 посетителей, 10 919 в день). Эта экспозиция объединила костюмы, так или иначе использующие сюжеты и образы католицизма — от папских облачений XVII века до работ современных дизайнеров, а также множество предметов искусства: иконы, гобелены, религиозную утварь.

В сотне самых популярных мировых выставок не оказалось ни одного проекта в российских музеях. В прошлом году ситуация была иной: 46-е место заняла выставка Музеев Московского Кремля «Элегантность и роскошь ар деко», а 81-е — выставка ГМИИ им. Пушкина «Тициан, Тинторетто и Веронезе»; подготовленный при участии Эрмитажа, Пушкинского музея и Третьяковки проект «Шедевры нового искусства. Коллекция Щукина» в парижском Фонде Louis Vuitton занимал вторую позицию в рейтинге (8926 посетителей в день). В этом году на 28-м месте рейтинга оказалась выставка «Художественный бунт. Постсоветский акционизм», которую показывали в Галерее Саатчи при участии фонда Игоря Цуканова Tsukanov Family Foundation и куратора Марата Гельмана (свободный вход, 4690 посетителей в день, всего 248 547).

Посетители на выставке «Изобразительное искусство эпохи Эдо» в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Фото: Сергей Петров/ТАСС
Посетители на выставке «Изобразительное искусство эпохи Эдо» в ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Фото: Сергей Петров/ТАСС

Сейчас российские музеи со своими выставками в первый раз появляются на 108-й и 109-й позициях «общего зачета» по посещаемости. Это «Василий Верещагин» Третьяковки (2823 посетителя в день, всего 317 419) и «Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо» Пушкинского музея (2819 посетителей в день, всего 127 666). Выставка Пушкинского также заняла 10-е место в рейтинге самых популярных в мире выставок азиатского искусства. Курьез ситуации в том, что на первой строке этого рейтинга оказалась простая девятидневная выставка двух бронзовых сосудов династии Шан в Шанхайском музее. Ее посетило 54 тыс. человек, что в пересчете на количество посетителей в день дало рекордную цифру.

Малахитовая гостиная. Фото: Государственный Эрмитаж
Малахитовая гостиная.
Фото: Государственный Эрмитаж

Зато в номинации «Художники XIX века» всех обогнал проект того же Шанхайского музея «Передвижники. Из коллекции Третьяковской галереи» (6666 посетителей в день). В этом же рейтинге на 5-м месте находится уже упомянутая выставка Василия Верещагина.

Наконец, среди тематических экспозиций на 5-м месте оказалась выставка французских пейзажистов из коллекции ГМИИ им. Пушкина в Токийском художественном музее «Метрополитен». Пушкинский засветился и в рейтинге выставок старых мастеров: «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции» в нем на 9-м месте.

Полностью международный и российский рейтинги будут опубликованы в майском номере The Art Newspaper Russia и на сайте газеты.  

Самое читаемое:
1
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
В Эрмитаже и Пушкинском открылись финальные выставки грандиозного тура, посвященного импрессионистам и постимпрессионистам из дореволюционных коллекций Щукина и Морозова
27.06.2022
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
2
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
Отличительная черта нового корпуса Третьяковcкой галереи — окна с произведениями из музейного собрания, напоминающие развеску картин у Павла Третьякова. Мы рассмотрели их подробнее и обнаружили шедевры русской живописи от Боровиковского и Венецианова до Малевича
08.06.2022
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
3
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
Выставку «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма составляют изображения одного и того же человека в разных видах — «селфи», написанные с помощью зеркала, рядом с портретом того же героя кисти другого художника
09.06.2022
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
4
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
Между болью и живописью: внучатая племянница художницы нашла в архивах больницы ее медицинские карты, рассказывающие о будничной жизни Фриды, о ее ежедневных проблемах и людях, которые помогали их преодолевать
15.06.2022
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
5
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
Новое арт-пространство, объединившее усадьбу с флигелем, где в начале ХХ века жила и работала Анна Голубкина, откроется после реконструкции в 2024–2025 годах
21.06.2022
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
6
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
В 350-й день рождения Петра I откроются два грандиозных проекта — в Русском музее, посвященный отражению фигуры царя в искусстве трех столетий, и «30 картин из жизни Петра Великого» в павильонах на Марсовом поле, соединяющий прошлое и настоящее
07.06.2022
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
7
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
«Вдохновлена городом» — слоган новой петербургской ярмарки современного искусства, которая пройдет с 16 по 19 июня в выставочном зале «Манеж». Ее организаторы и участники — галеристы из двух столиц — рассказывают о том, какой она будет
16.06.2022
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+